Скачать .docx |
Реферат: План Карасунского Кута в конце XVIII в
Как мы помним, 19 мая отряд атамана З.А. Чепеги достиг строящейся крепости Усть-Лабинской. 23 мая атаман приказал полковнику К. Белому двинуться вниз по Кубани и установить пограничные кордоны. Судя по всему, сам З. Чепега с войсковым правительством и небольшим отрядом выступил в путь чуть позже. В начале июня он достиг местности, именуемой «Карасунский Кут». Именно здесь и находится сейчас наш город.
План Карасунского Кута в конце XVIII в. Реконструкция кандидата исторических наук В.В. Бондаря.
Впервые о намерении казаков возвести «войсковой град» мы узнаем из рапорта войскового правительства к Таврическому губернатору С.С. Жегулину от 9 июня 1793 г.: «Оного войска старшины и казаки у советуя .. заводить свои воинские селения по-над рекою Кубань между коими повыше Казачьего Ерика верст за пятьдесят и главный войсковой град». В приведенном документе еще нет конкретной привязки к местности. А вот через 3 дня, 12 июня в письме к А.А. Головатому атаман написал: « я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском Куте, где и место сыскал под войсковой град».
1793 г. в Карасунском Куте обосновался главный войсковой лагерь, здесь же находились кошевой атаман и войсковое правительство. Одним из критериев определения времени основания городских поселений является первое документальное свидетельство о его существовании в конкретном постоянном месте. Ряд историков полагает, что Чепега прибыл в Карасунский Кут 9 июня, другие называют 10-е число, третьи исходят из письма, датированного 12 июня. Как бы там ни было, с этих июньских дней и можно вести точку отсчета истории нашего города. Впрочем, имеются и другие точки зрения.
Почему же З. Чепега остановил свой выбор Карасунском Куте? Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. С юга и с запада его защищала Кубань, с востока Карасун. Высокий правый кубанский берег господствовал над левым. К тому же Кут находился примерно в центре пограничной линии.
Войсковая резиденция первое время не имела названия, документы этого периода подписывались так: «Лагерь при Кубани», «при Кубани», «Карасунский кут». Любопытно, что казачьи старшины, отправляя рапорты Чепеге, нередко адресовали их просто «в Кубань». Функциональная роль поселения, возникшего в Карасунском Куте, как городского, проявилась очень быстро. Известный кубанский историк П.П. Короленко приводит документы, в которых говорится о поселяющихся «в городе» казаках. Так когда же наш город получил свое первое имя?
В 1829 г. в газете «Русский инвалид» был опубликован интересный документ анонимного автора, в котором сообщалось: « Августа 15 дня собрались в Войсковое правительство, Кошевой Атаман, полковники, бунчуковое товарищество, полковые старшины и атаманы и положили в Карасунском куте против дубравы Круглик в достопамятное воспоминание Имени Жизнедательницы нашей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны воздвигнуть главный город Екатеринодар, построить в нем Войсковое правительство и сорок куреней». Мы бы охотно приняли эту дату, если бы не ряд обстоятельств. Источник этот явно ретроспективный и нет гарантии в том, что автор не ошибся в датировке события, как он не раз ошибается в описании других фактов. К тому же нас удивляет «заговор молчания» ни в одном из документов сентября-октября 1793 г. нет названия «Екатеринодар». Атаман Чепега, войсковое правительство, казачьи чиновники по-прежнему употребляют топоним Карасунский кут. Одному из авторов данной работы посчастливилось несколько лет назад найти рапорт войскового судьи А. Головатого, в котором он сообщал о своем прибытии в «город Екатеринодар».Документ датирован 29 октября 1793 г. На сегодняшний день это самое раннее документальное свидетельство о появлении наименования «Екатеринодар». Возможно, дальнейшие поиски в архивах приведут к новым открытиям.
Руководствуясь при выборе места для города чисто оборонительными мотивами, казаки не учли крайне тяжелого микроклимата Карасунского кута, что имело крайне тяжелые и длительные последствия.