Скачать .docx |
Доклад: Андреев Даниил Леонидович
(1906 - 1959)
Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осуждён на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провёл в заключении 10 лет. Главные идеи развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии". Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным "символичеким языком". В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.
Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.
Вглядываясь в реалии ХХ в., Андреев приходил к апокалиптическому ощущению времени: ".. я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией". Его особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно возросшей мощи зла, его способности "маскироваться", "подменять" добро. В людях постепенно угасает "стремление к всемирному", они всё более разобщаются на враждебные сообщества, усиливая "деспотические образования", т.е. государства. Конечно, сущность государства не сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало "единственной неуклонной объединительницей людей", предотвращая от них опасность хаоса и войн. Но государство "цементировало общество на принципах насилия", вовсе не заботясь о нравственном содержании своих деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало.
Так возникли современные "государственные громады", хищные по своей природе, чуждые идеалам мира и социальной гармонии. В их распоряжении оказались наука и техника, служащие им с такой же покорностью, с какой церковь служила феодальным владыкам. Каждое их достижение, каждый успех немедленно обращается против "подлинных интересов человечества", отдаляет "путь ко всемирному единению". И не благо общества, а единоличная диктатура становится целью политики. Всё это, полагал Андреев, делало очевидным, что выход из кризиса может быть достигнут "не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой "сильного человека", не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево", а исключительно с помощью установления над всеми государствами некой единой, всеобъемлющей "этической инстанции", или, иначе, интеррегилиозной, всечеловеческой церкви, "Розы Мира".
"Роза Мира" явится своего рода "религией итога", "соборным творчеством", в котором все прежние религии превратятся в отражения "различных пластов духовной деятельности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса". Благодаря своему универсализму и динамичности, "Роза Мира" сможет впервые объединить земной шар в Федерацию государств во главе с "этической контролирующей инстанцией", распространить материальный достаток и высокий культурный уровень на население всех стран, воспитать поколение "облагороженного образа", восстановить христианские церкви, словом, осуществить "превращение планеты - в сад, а государств - в братство". В свою очередь, реализация этих задач "откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы". России здесь "предуказана" особая роль, если только её не погубит тоталитарное насилие.
Главные сочинения:
"Роза мира.Философия истории, "Железная мистерия".