Скачать .docx |
Доклад: Рыцари-финансисты
Крестоносцы сыграли огромную роль в ренессансе банковского дела (финансовая активность в Европе резко спала с распадом Римской империи). Феодалы, которые отправлялись в Крестовый поход нуждались в фондах, для того чтобы экипировать себя и свой отряд. В случае если они попадали в плен, очень важно было обеспечить перевод в Азию или Африку суммы выкупа. Напротив, наиболее удачливым среди рыцарей зачастую было необходимо переправить на родину военную добычу, трофеи, а также награбленное. Таким образом, с VII по XI века, когда Запад испытывал дефицит драгоценных металлов, золото и серебро поступало в результате деятельности крестоносцев. Объем наличности возрастал. Снова получили хождение золотые монеты. Святой Луи, в частности, закрепил их обращение во Франции. В Европе венецианский дукат и флорин Флоренции, чеканившиеся из золота, играли роль, которая исторически может быть сопоставлена разве что с афинскими драхмами.
Тамплиеры тем временем стали наиболее крупными банкирами эпохи. Орден тамплиеров был религиозной и военной организацией, созданной в Иерусалиме в 1128 году, дабы защитить пилигримов, которые со всех концов христианского мира устремились к Гробу Христову. Их штаб-квартира находилась рядом с руинами Храма Соломона, таким образом, они получили это название (Temple — «Храм» франц.).
В ходе своих войн против неверных, Тамплиеры аккумулировали средства, получая выкупы и экспроприируя чужое богатство. В Европе они также получали вознаграждения: 6 лет спустя церковного собора в Труа, Альфонс Спорщик, король Наваррии и Арагона, завещал тамплиерам часть своих имений. Его потомки, конечно, не выполнили этот пункт завещания, но в качестве компенсации Орден получил привилегии и права дворянства для своих членов. Вскорости, Франция, Британия, Германия, Италия, Венгрия и вассальные государства оказались заполонены коммандориями, формально не подпадавшими под юрисдикцию этих стран, — это были опорные пункты Ордена тамплиеров, которые занимались, в частности, банковскими операциями.
В ходе своих войн против неверных, Тамплиеры аккумулировали средства, получая выкупы и экспроприируя чужое богатство.
Орден насчитывал в момент своего расцвета 9000 коммандорий расположенных в 10 провинциях. Две штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.
Штаб-квартиры принимали депозиты деньгами и ценными вещами. Средства, вложенные таким образом, оказывались под защитой церкви, а также под защитой капитальных фортификаций этих учреждений. Немаловажным был тот факт, что тамплиеры, как военная организация, при необходимости транспортировки золота или камней помещали под охрану не менее 200 копий. Камеры хранения сдавались клиентам, которым давался ключ, чья копия находилась в распоряжении хозяев крепости, в точности подобно банковской практике наших дней. Короли, синьоры, буржуа пользовались этими камерами, чтобы сохранить свой капитал от кражи или порчи.
Тамплиеры не практиковали ничего кроме обычного депозита: вкладчик, сохраняя право собственности на предмет вклада, уплачивал организации определенную сумму за охрану.
Тамплиеры не практиковали ничего кроме обычного депозита: вкладчик, сохраняя право собственности на предмет вклада, уплачивал организации определенную сумму за охрану. После уже итальянские банкиры, свободные от влияния церкви, развили данную операцию таким образом, что появился вклад до востребования, срочный депозит с отчуждением собственности, а также возобновляемый срочный вклад.
Казна Ордена служила также кассой для консигнаций и секвестров: туда помещались суммы, предназначенные для уплаты по выполнению условий, предусмотренных публичными договорами и контрактами. В 1158 году король Франции, Луи VII, сосватал свою дочь за сына Генриха 2 Английского, с приданным в виде города Жизора и двух замков. Но в брачном контракте он указал, что до даты свадьбы указанные имения будут находиться под охраной Храма в виде депозита в пользу третьих лиц (секвестра).
Фактически тамплиеры были монопольными финансистами крестоносцев. Они авансировали французскому королю Луи VII часть фондов, необходимых для снаряжения экспедиции к Святой Земле. В 1028 году папа Иннокентий 3 поручил им миссию по передаче патриарху Иерусалима и главам Ордена тамплиеров и госпитальеров 1000 ливров, золотыми монетами чеканки Прованса. В 1262 году они предоставили Жоффруа де Сержис, лейтенанту Святого Луи, 3000 ливров, предназначенных для содержания христианских войск в Палестине.
Тамплиеры также были знатными менялами. Они восприняли и глубоко переработали теорию обмена, созданную древними греками, которую унаследовала с распадом Римской империи вся Европа через посредничество евреев и ломбардцев. В течение нескольких столетий прием вкладов на текущей и срочной основе, обмен наличности осуществлялся по принципам, установленным тамплиерами, поскольку не возникало необходимости в переменах.
Дабы не держать пассивными средства, которыми располагали, тамплиеры, использовали их для ссуд для солидных заемщиков. Продолжая традиции монастырей, они оперировали сельскохозяйственными ссудами и финансово способствовали прогрессу отрасли.
Благодаря тамплиерам банковское дело было усовершенствовано также в части двойной записи, то есть указании одновременно источника средств и направления их использования.
Ведь на самом деле ни греки, ни римляне не вели учета на основе двойной записи. Именно Тамплиеры были первыми, кто стал использовать этот принцип, ибо множество собственных и привлеченных средств и счетов позволяло им создать баланс между активными и пассивными операциями.
Кассовый журнал Штаб-квартиры в Париже в 1295-1296гг., сохранившийся до наших дней, отражает баланс счетов короля с 1286 по 1295.
На каждом листе журнала указывалось имя дежурного члена ордена, дата, дневные поступления и выплаты средств. Для каждого взноса указывалась сумма, имя вкладчика, природа взносимых средств, имя держателя счета назначения, указание на регистр, где отражалась выданная расписка в получении средств. Когда взнос осуществлялся по итогам операции обмена наличности, детально указывались задействованные дензнаки и курс обмена.
Учетные методы тамплиеров были восприняты, прежде всего, венецианцами. В Венеции в 1494 году, монах-францисканец, Лука Пачиоли, опубликовал первый трактат, посвященный методике учета, «Summa arithmetica», чья третья часть посвящалась ведению счетов двойного учета.