Скачать .docx |
Доклад: Швейцария
Если взять немного Италии, добавить к ней чуть больше Франции, а полученную смесь разбавить значительной долей Германии, то получится совершенно самобытное образование, именуемое Швейцарией. Правда, как выяснилось, в этот удивительный коктейль в качестве ингредиента входит и частичка России.
Когда-то на заре творения Бог распределял по земле богатства недр. Для одной маленькой страны их не хватило. Чтобы исправить это недоразумение, Господь дал ей величественные горы, покрытые снегом и льдом, грохочущие водопады, бесчисленные озера чистой питьевой воды, плодородные долины и тучные стада. Швейцария стала совершенным воплощением божественной мудрости. Так, по крайней мере, считают граждане страны.
С полным основанием можно утверждать, что история Швейцарии исчисляется с 12 тысячелетия до н.э., когда земли, покрытые вечными снегами вследствие потепления стали обитаемы.
Примерно к 450 г. до н.э. восходят первые археологические находки, в которых прослеживается кельтское влияние. Гельветы, одно из кельтских племен, поселились здесь в районе Женевского озера. Именно гельветы на многие века определили название этой прекрасной, но крайне неудобной для проживания страны.
За полвека до начала новой эры Гельвецию покорили римляне, возглавляемые Юлием Цезарем. Страна была превращена в особую зону империи. Для римлян лучшего пограничного укрепления невозможно было и придумать. Альпы надежно защищали Рим от варваров. Что же касается полководцев, способных совершать альпийские марш-броски, то такие, как показывает история, рождаются раз в две тысячи лет. Так что римляне сидели за Гельвецией как за каменной стеной, перелезть через которую до сравнительно недавнего времени было почти невозможно.
Чудовищное упорство, трудолюбие и целеустремленность швейцарцев превратили со временем недостатки среды обитания в ее достоинства. В любой другой стране потребуется немало времени, чтобы попасть из одной природно-климатической зоны в другую. В Швейцарии путешествие из зимы в лето можно совершить всего за пару часов. Для этого необходимо лишь спуститься с гор и сесть на пароход, курсирующий между старыми деревеньками да промежуточными станциями. В месте, где сейчас находится одна из таких станций, началась история той Швейцарии, которая известна нам сегодня. В конце XIII века на лесной лужайке Рютли представители трех кантонов - Ури, Швица и Унтервальдена - заключили "вечный союз" и образовали конфедерацию. Крестьяне дали клятву помогать друг другу в борьбе против ненавистных Габсбургов. Те в свою очередь развязали войну, которая длилась два столетия. За время войны к трем кантонам присоединились еще десять, так что у Габсбургов не осталось ни малейшего шанса победить.
При всей своей открытости Швейцария является чрезвычайно консервативной, патриархальной страной. Женщины здесь получили право избираться в парламент только в 1971 г. В кантоне Аппенцель слабому полу разрешили голосовать на выборах местной администрации вообще в начале 90-х гг.
Заявив в XVI столетии о своем нейтралитете, швейцарцы никогда более не отказывались от него. Возможно, потому, что за века вполне навоевались - сначала с соседями, отстаивая свое право на суверенитет, а затем толкая своих граждан на наемничество в чужих армиях.
В XVII веке, во времена гонений на протестантов в страну въехало огромное количество беженцев. Здесь на нейтральной территории они чувствовали себя защищенными от жестокости своих преследователей. Сегодня количество католиков и протестантов в стране приблизительно равно. Хотя люди все чаще отказываются от веры. В некоторых кантонах, например в Базеле, прихожане обязаны платить чуть ли не десятину в пользу церкви. Это швейцарцам не нравится, поэтому храмы даже в воскресные дни пустуют, а церковные дворы превращаются в места распития спиртных напитков и курения марихуаны. За ее употребление никто не потащит вас в полицейский участок. Однако официальная продажа конопли пока запрещена.
15 лет назад страна высказалась против членства в безобидной ООН. Несмотря на такой ортодоксальный нейтралитет, порох в стране держат сухим. Все мужчины, не исключая президента, обязаны две недели в году проводить на сборах, совершенствуя боевую выучку. В армию необходимо явиться со своим личным автоматическим оружием, которое хранится в каждом швейцарском доме. Причем артиллерист привозит с собой еще и пушечный затвор, а танкист - ключи от танка. В случае нежелания идти в армию призывника штрафуют или сажают в тюрьму. После этого устроиться на работу невозможно. Поэтому отказников, как правило, не бывает. Служить идут охотно, так как во время сборов в кругу старых друзей можно как следует отдохнуть от семьи, фермы, завода, офиса, обязанностей по отношению к общине. В армию начинают ходить с 19 лет, после сорока на сборы не призывают. Всем отслужившим установленные сроки командование дарит то табельное оружие, с которым призывник являлся в армию. Чтобы оружие не ржавело, в каждой деревне, даже в самой маленькой, оборудован тир. В городке Андерматт устраивают национальные соревнования по стрельбе. Проведение подобных состязаний - старая швейцарская традиция, которая, как считают, пошла от стрелка номер один - Вильгельма Телля. Так что воинственность и страсть к оружию у тихих на первый взгляд швейцарцев в крови. Как, впрочем, и у россиян.
Два века назад через деревеньку Андерматт продвигались суворовские чудо-богатыри. Швейцарцы встречали их как освободителей от французских оккупантов. Чтобы выбить врага с доминирующих высот, Суворову было необходимо с боем преодолеть разрушенный гренадерами Чертов мост. О совершенном подвиге напоминает 12-метровый православный крест. Местная община передала участок земли подле мемориала в дар России. И сегодня на этой площадке в несколько десятков квадратных метров действуют законы Российской Федерации. Сами же швейцарцы любят говорить, что в их стране соединились черты не только Германии, Италии, Франции, но также и России. Многие русские солдаты, получившие ранения, остались в Швейцарии подлечиться. Они обзавелись семьями, да так на родину и не вернулись.
У наших граждан эта страна всегда пользовалась особой популярностью. Швейцария словно магнитом притягивала к себе знаменитых людей России, которые непременно посещали швейцарскую Ривьеру. Считается, что энергетика Женевского озера каким-то необъяснимым образом влияет на раскрытие творческих способностей. Здесь любили работать и отдыхать Толстой, Достоевский, Герцен, Стравинский, Нижинский, Чайковский. Владимир Набоков последние 13 лет своей жизни провел в городе Монтрё. Здесь, в отеле "Палас", он снимал номер на 6-м этаже. Во время своих странствий по Швейцарии, в 1816 г. в Монтрё заглянул лорд Байрон. Замок правителей Савойи произвел на него такое сильное впечатление, что на одной из колонн мрачного подземелья он оставил свой автограф.
В июле Монтрё становится музыкальным центром Вселенной. В городе, где бывали Фреди Меркури, Майкл Джексон, Стинг, "Дип Пепл", десятки других, не менее известных исполнителей, проходит ежегодный фестиваль джаза.
Другим населенным пунктом, входящим в десятку самых посещаемых бомондом мест на земле, является Люцерн. В солнечную погоду его прекрасно видно с вершины горы Пилатус, названной так в честь Понтия Пилата, того самого, который "умывал руки", когда расправлялись с Иисусом Христом. После смерти тело ненавистного прокуратора Иудеи было брошено в озеро рядом с горой. Душа Пилата так и не нашла покоя. Раз в год, в Страстную пятницу, фигура, облаченная в пурпурную тогу, ходит по мрачным коридорам, прорубленным в скале. И горе тому, кто посмотрит призраку в глаза.
Есть свои легенды и у столицы Швейцарии, Берна. Обычно его именуют просто федеральным городом, чтобы подчеркнуть равноправие всех остальных городов и кантонов. Берну перевалило за восемьсот лет. Уцелевшие со Средних веков здания тщательно оберегаются. Вся старая часть города представляет собой огромный историко-архитектурный заповедник. ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и Тадж-Махалом объявила Берн одним из важнейших памятников мировой культуры. Именно в этом заповеднике, недалеко от башни Глогстурм, жил Альберт Энштейн. В доме номер 49 по Крамгассе он сформулировал теорию относительности. Вполне вероятно, что Энштейн мог встречаться в бернской библиотеке с Владимиром Ульяновым, который имел счет в швейцарском банке, обожал местное пиво и красоток, танцевавших в варьете, - одним словом, наслаждался тихой, удобной и сытой жизнью.
В 1916 г. вождь русской революции переехал в Цюрих, который швейцарцы называют "маленьким большим городом". Здесь проживает всего около 360 тысяч человек. Однако роль Цюриха как одного из финансовых центров мира - непререкаема. По объему биржевых операций город уступает лишь Токио и Нью-Йорку. Роскошная Банхофштрассе, красивейшая улица Европы, считается витриной страны. Дорогие магазины, "храмы торговли", соседствуют здесь со штаб-квартирами крупнейших банков.