Скачать .docx  

Реферат: Гидрография и климат Австралии

Поскольку на большей части материка выпадает мало осадков, а главный водораздел смещен ближе к восточному побережью, водосборные системы Австралии имеют необычную конфигурацию. Этот материк отличается весьма небольшим речным стоком. Большинство рек Австралии пересыхает. Те из них, которые начинаются в горах Восточной Австралии, а также реки Тасмании круглый год имеют постоянный водоток, но многие реки, текущие к западу, пересыхают в сухой период. Чуть более половины всего материка относится к внутренним водосборным бассейнам, и сток там незначителен, а границы водосборных бассейнов нечетко выражены.

Реки.

Главная речная артерия Австралии Муррей вместе с крупными притоками Дарлингом, Маррамбиджи и Гоулберном дренирует территорию площадью 1072,8 тыс. кв. км в Новом Южном Уэльсе, Виктории, Квинсленде и Южной Австралии. Верховья крупных притоков отстоят на 200 км от восточного побережья и сливаются, образуя главные реки, которые текут в извилистых, часто меандрирующих руслах к морю. Муррей, берущий начало в Снежных горах, впадает в залив Энкаунтер в Южной Австралии. Его общая длина составляет 2575 км, в том числе нижние 970 км доступны для прохода небольших судов. Песчаные отмели, перегораживающие устье реки, служат препятствием для захода морских судов. Маррамбиджи (длина 1690 км) начинается в районе Кума и впадает в Муррей. Сток Муррея и Маррамбиджи регулируется гидроэнергосистемой «Снежные горы». Притоки Дарлинга дренируют все западные склоны гор Восточной Австралии на севере Нового Южного Уэльса и частично на юго-востоке Квинсленда. Главная река Дарлинг длиной 2740 км впадает в Муррей у Уэнтуэрта. Плотины, сооруженные на этой реке и нескольких крупных ее притоках, регулируют сток, за исключением периодов самых сильных засух.

Чуть более половины материка имеет разобщенный сток или относится к внутренним бассейнам стока. На Западном плато сток разобщенный, и существующие там потоки функционируют редко и непродолжительное время, а заканчиваются во временных озерах или болотах, приуроченных к бессточным котловинам. Большая территория в Квинсленде, Северной территории и Южной Австралии площадью 1143,7 тыс. кв. км принадлежит к бассейну озера Эйр, одному из крупнейших в мире бассейнов внутреннего стока. Крупные реки этого бассейна Джорджина, Дайамантина и Купер-Крик характеризуются очень малыми уклонами и обычно представляют собой лабиринты сухих переплетающихся русел, однако после дождей они могут разливаться на много километров в ширину. Воды этих рек очень редко достигают озера Эйр: в 1950 его котловина заполнилась впервые со времени колонизации материка европейцами.

Поскольку сток австралийских рек отличается крайней изменчивостью, использование их затруднено. Участки, подходящие для строительства плотин, немногочисленны, особенно во внутренних районах, а для обеспечения постоянного водоснабжения необходимы крупные водохранилища. Потери воды на испарение тоже значительны, особенно в самых аридных районах. Только в Тасмании сток достаточно постоянен во все сезоны.

Озера.

Бóльшая часть озер Австралии – это безводные котловины, покрытые соленосными глинами. В тех редких случаях, когда они заполнены водой, это илистые соленые и мелкие водоемы. Много таких озер имеется на Западном плато в Западной Австралии, однако самые крупные из них находятся в Южной Австралии: озера Эйр, Торренс, Гэрднер и Фром. Вдоль юго-восточного берега Австралии развиты многочисленные лагуны с солоноватой или соленой водой, отчлененные от моря песчаными отмелями и грядами. Самые большие пресноводные озера находятся в Тасмании, где некоторые из них, включая озеро Грейт-Лейк, используются в гидроэнергетических целях.

Подземные воды. Водоснабжение за счет подземного стока имеет жизненно важное значение для многих сельских районов Австралии. Общая площадь бассейнов с запасами подземных вод превышает 3240 тыс. кв. км. Эти воды большей частью содержат растворенные твердые вещества, оказывающие вредное воздействие на растения, но во многих случаях вода пригодна для водопоя скота.

Большой Артезианский Бассейн, крупнейший в мире, в Квинсленде, Южной Австралии, Новом Южном Уэльсе и Северной территории занимает площадь 1751,5 тыс. кв. км. Хотя часто подземные воды очень теплые и сильно минерализованные, от них зависит овцеводство района. Артезианские бассейны меньших размеров находятся в Западной Австралии и на юго-востоке Виктории.

Климат

Циркуляция атмосферы. Как компактный массив суши Австралия влияет на ветровой режим, однако ветры приносят мало осадков. Материк в основном находится в субтропическом поясе высокого давления, ось которого проходит примерно по 30°ю.ш., и в течение большей части года сухие ветры дуют из центра материка; эта ситуация наиболее четко проявляется зимой (с мая по сентябрь). Летом область низкого давления развита над областью Кимберли на северо-западе, куда со стороны Тиморского и Арафурского морей устремляются теплые влажные ветры, называемые муссонами. При этом в северных районах Австралии ветры дуют почти круглый год, и оно является одним из самых засушливых прибрежных районов на Земле. Зимой циклоны проходят над южными окраинами материка и Тасманией. Восточное побережье к северу от Ньюкасла оказывается на пути юго-восточных пассатов, которые приносят влажный воздух; при подъеме этого воздуха на склонах гор Восточной Австралии часто происходит обильное выпадение осадков. Изредка сюда проникают тропические циклоны (ураганы) с северо-востока, причиняя немалые бедствия на восточном побережье между Куктауном и Брисбеном. Эти быстро движущиеся системы циклонов поражают также участок северо-западного побережья между Дерби и Порт-Хедлендом, где они известны под названием «вилли-вилли». В 1974 под Рождество при прохождении циклона Трейси был почти полностью разрушен город Дарвин.

Осадки.

Австралия заслуженно пользуется репутацией аридного материка. Почти 40% ее площади получает менее 250 мм осадков в год и около 70% – менее 500 мм; последняя величина обычно обозначает предел, ниже которого выращивание сельскохозяйственных культур невозможно без орошения. Самый засушливый район находится вокруг озера Эйр в Южной Австралии, где ежегодно на площади в несколько тысяч квадратных километров выпадает менее 125 мм осадков. На гораздо большей территории в центре Австралии несколько лет подряд может не быть значительных дождей.

Районы, получающие много осадков, невелики по площади и приурочены к местам подъема влажного воздуха над орографическими барьерами. Рекордно большое количество осадков – 4500 мм в год – выпадает в небольшом районе близ Талли в Квинсленде, где влажный воздух поднимается над восточным склоном плато Атертон. Лишь прибрежные районы на крайнем севере, востоке и юго-востоке материка, его юго-западная окраина и Тасмания обеспечены средними годовыми суммами осадков более 500 мм. Снег регулярно выпадает только в двух районах: на высотах более 1350 м в Австралийских Альпах в Виктории и Новом Южном Уэльсе и на высотах более 1050 м в горах Тасмании. В отдельные годы бывают снегопады и на плато Нью-Ингленд. Снегопады в Австралийских Альпах имеют важное хозяйственное значение, так как способствуют накоплению воды, которая затем поступает в гидроэнергосистему «Снежные горы», и служат базой для развития туризма. Четко выражена многолетняя тенденция к уменьшению мощности и продолжительности снежного покрова в Австралийских Альпах, что, возможно, обусловлено глобальным изменением климата.

На большей части территории Австралии отмечаются значительные сезонные различия в режиме осадков. Повсеместно к северу от тропика Козерога, а также на всем восточном побережье к югу до границы штата Виктория большая часть осадков выпадает летом (декабрь – март). На крайнем севере материка бывает так, что более 85% осадков приходятся на первые три месяца в году. В южной части Австралии и на западном побережье к северу от залива Эксмут осадки четко приурочены к зимним месяцам. Например, в Перте 85% осадков выпадает в период с начала мая до конца сентября. В засушливые месяцы действительно может не быть ни одного дождя.

Для значительной части Австралии также характерна большая изменчивость количества осадков, т.е. в данный год отклонения от среднего статистического показателя в обе стороны могут быть значительными. С отклонениями выше нормы могут быть сопряжены местные наводнения, а с отклонениями ниже нормы – стихийные бедствия, особенно там, где ежегодно в целом выпадает мало осадков. Катастрофические ситуации возникают в тех случаях, когда несколько лет подряд суммы оказываются ниже нормы. Во внутренних районах Австралии широко распространены засухи.

Температуры

Австралия обычно считается жарким материком, однако на самом деле там прохладнее, чем во многих районах других материков, расположенных на тех же широтах в Южном полушарии. Сезонные колебания температур в целом малы. Обычно на побережье и в горах, особенно на юго-востоке, прохладнее, чем во внутренних районах. Север и, в частности, северо-западное побережье – самый жаркий район.

Летом, с декабря по март, средние суточные температуры на территории Австралии обычно превышают 32° С и нередко достигают 38° С. Во внутренних районах они иногда могут держаться выше 41° С. Сильные ветры, дующие из внутренних районов, могут принести сильно прогретый воздух на южное и восточное побережье, и тогда там несколько дней подряд стоит жаркая погода. Средняя температура января в Дарвине 29° С, Мельбурне 20° С, Сиднее 22° С, Алис-Спрингсе (в центре материка) 28° С, Перте 23° С.

Хотя очень низкие температуры для Австралии нетипичны, лишь в немногих местах зимой не бывает морозов, а на юго-востоке морозы влияют на возделывание сельскохозяйственных культур и кормовых трав. Основные районы, где не бывает морозов, – это Северная территория и Квинсленд к северу от тропика Козерога, а также все побережье к северу от залива Шарк в Западной Австралии до Брисбена на восточном берегу. На большей части материка в среднем бывает 300 и более безморозных дней. В горах Нового Южного Уэльса и Виктории, Австралийских Альпах и на большей части Тасмании морозы случаются в любое время года. Средние температуры июля на юго-востоке 9° С в Мельбурне и 12° С в Сиднее. На севере этот показатель 12° С в Дарвине, а в центре материка 25° С в Алис-Спрингсе.

Почвы

Значительная часть поверхностных отложений Австралии образовалась из пород третичного возраста. Эти отложения древние, в них не хватает многих веществ, необходимых для питания растений. Продукты выветривания этих отложений поставляют исходный материал для более молодых почв, которые тоже наследуют дефицит многих питательных веществ. Климат наряду с возрастом играет важную роль в развитии почв Австралии. Здесь очевидно общее концентрическое их распределение от более влажных районов восточного побережья к аридным центральным районам. Большая часть почв Австралии не особенно плодородна вследствие интенсивного выщелачивания. Часто отмечается нехватка фосфора и азота, и во многих районах, включая и те, где регулярно выпадает много осадков, недостаточно даже микроэлементов, нужных для питания растений. Только благодаря внесению удобрений и посадке бобовых растений значительная часть ранее непродуктивных земель приобрела плодородные почвы.

Почвы гумидной зоны занимают около 9% площади материка. Они широко представлены в горах Восточной Австралии, включая Тасманию, вплоть до границы Квинсленда на севере, в прибрежной полосе между Брисбеном и Кэрнсом и на большей части полуострова Кейп-Йорк. Наиболее распространены выщелоченные подзолистые почвы. Хотя в них часто не хватает питательных веществ, это самый важный класс австралийских почв, так как они формируются там, где регулярно выпадает очень много осадков. Они широко используются под качественные пастбища, а при внесении азотных и фосфорных удобрений – для выращивания сельскохозяйственных культур. Встречаются очень плодородные красноземы (красноцветные почвы). Несмотря на пятнистое распространение, они широко применяются для возделывания сахарного тростника, кормовых культур, земляного ореха, овощей, кукурузы и других зерновых культур. Самый большой ареал красноземов расположен между Талли и Куктауном, где основная культура – сахарный тростник.

Почвы, сформировавшиеся в сезонно-влажных условиях, занимают лишь 5% площади материка. Они развиты в пределах дуговидной зоны, удаленной на расстояние от 160 до 640 км от восточного берега и простирающейся от восточной части центральной Виктории до южного Квинсленда. Эти почвы образовались в более сухих сезонных условиях, чем почвы гумидной зоны. Они не так сильно выщелочены и обычно плодородны. Самая большая группа почв – черноземы северной части Нового Южного Уэльса и южного Квинсленда, характеризующихся сухой зимой. Они широко используются для выращивания пшеницы, сорго и кукурузы в более влажных местностях (как, например, в области Дарлинг-Даунс) и под пастбища в более сухих местностях. Красно-коричневые и коричневые почвы развиты в районах с сухим летом – в Виктории и на юге Нового Южного Уэльса. Это самые подходящие в Австралии почвы для выращивания зерновых культур, особенно пшеницы, и для качественных пастбищ.

Три группы почв семиаридной зоны занимают 18% площади материка. Серые и коричневые почвы тяжелого состава образуют крупнейшую группу и распространены в знаменитом пшеничном районе Уиммера (западная Виктория), в области Риверайна, в Новом Южном Уэльсе, где вследствие низких темпов инфильтрации почвы идеально подходят для рисоводства, в верхних частях водосборных бассейнов Дарлинга (Новый Южный Уэльс) и озера Эйр (центральный Квинсленд), где почвы служат основой для широкого развития овцеводства, и на плато Баркли – важном районе разведения крупного рогатого скота. Коричневые почвы встречаются во многих крупных, но малопродуктивных пшеничных районах на юго-западе Нового Южного Уэльса, в Виктории, Южной и Западной Австралии. Коричневые почвы легкого состава распространены в центральной части Нового Южного Уэльса и в бассейне реки Норман в Квинсленде, а также фрагментарно в области Кимберли в Западной Австралии. Там обычно растут кустарники. Почвы используют главным образом под пастбища.

Самая большая группа почв Австралии – почвы аридной зоны, занимающие 42% площади материка. Они могут использоваться только под пастбища, главным образом, для крупного рогатого скота. Наиболее продуктивны пустынные суглинистые районы, поросшие прутняком и лебедой, в Южной Австралии и на северо-западе Нового Южного Уэльса и аридные красноземы, широко распространенные в южной части центрального Квинсленда, на севере Нового Южного Уэльса и на севере Южной Австралии, где к ним приурочены густые заросли акаций с травами в приземном ярусе. Промежуточное значение для выпаса скота имеют карбонатные пустынные почвы, развитые в широком поясе, простирающемся от озера Фром через равнину Налларбор, и красно-коричневые почвы с уплотненными цементированными прослоями на западе центральной части Западной Австралии. На этих почвах растут густые заросли акаций, кустарники и эфемерные травы. Такие территории служат пастбищами для овец и крупного рогатого скота. Очень мало или почти не используются обширные площади каменистых пустынь, песчаных равнин и песчаных гряд, составляющих основу центральной Австралии.

Некоторые группы почв Австралии слабо связаны или вообще не связаны с современными климатическими условиями. Среди таких почв наибольшее хозяйственное значение имеют латеритные подзолы, так как они распространены там, где осадки выпадают довольно регулярно. Изначально в этих почвах отмечалась нехватка фосфора и азота, поэтому при использовании под пастбища вносились суперфосфат и микроэлементы, а также подсеивался клевер. Самая большая из рассматриваемых групп почв (мало связанных с климатическими условиями) – скелетные почвы (молодые и невыветрелые), наиболее часто встречающиеся в районах Пилбары, Кимберли и на полуострове Арнем-Ленд.

Эрозия почв представляет собой серьезную проблему во многих частях Австралии, главным образом из-за довольно хрупкого равновесия между растительным покровом и эрозией. Это особенно проявляется в аридных и семиаридных районах, где естественный растительный покров сильно разрежен, а его восстановление происходит медленно. В этих условиях перевыпас приводит к мощной ветровой эрозии и засолению почв. В более влажных юго-восточных районах выращивание зерновых культур и сведение лесов под лугово-пастбищные угодья способствовали значительному развитию плоскостной и линейной эрозии. За последние десятилетия федеральное правительство и власти штатов принимали меры для предотвращения эрозии, но положительный эффект был достигнут далеко не везде.