Скачать .docx |
Реферат: Чака и Мошвешве I
Чака (Шака) каСензангакона (1787 (?) — 22 сентября 1828) — основатель и первый правитель (инкоси) державы зулу — КваЗулу.
Рождение Чаки совпало с масштабными изменениями в жизни африканского населения Южной Африки. В XVIII веке постепенно усиливается давление на африканцев со стороны Капской колонии Голландской Ост-Индской компании. В 1795 году мыс Доброй Надежды перешёл под контроль англичан, а к северо-востоку от Натала, в заливе Делагоа, в это же время обосновались португальцы. Под влиянием внешней угрозы и роста конкуренции между африканцами за контроль над пастбищами и путями торгового обмена с европейцами на территории южноафриканского побережья, между реками Тугела и Понгола, в конце XVIII — начале XIX веков происходит формирование нескольких крупных вождеств, соперничавших между собой за доминирование в регионе. Крупнейшими из них были мтетва, во главе с Дингисвайо, и ндвандве, предводителем которых был Звиде.
Чака был сыном инкоси зулу Сензангакона, но, поскольку он был незаконнорожденным, ему пришлось с ранних лет испытать много унижений и лишений, наложивших отпечаток на всю его последующую жизнь и характер. Когда Чаке было шесть лет, Сензангакона изгнал его вместе с матерью. Вина Чаки была в том, что по его недосмотру собака загрызла овцу. До наступления совершеннолетия ему ещё несколько раз приходилось вместе с матерью менять место жительства, пока они не нашли пристанище в землях мтетва.
Достигнув 21 года, Чака вместе с другими своими сверстниками вошёл в состав военного подразделения — ибуто, получившего имя «Изи-ц’ве» («Люди из кустарника»). Благодаря своему мужеству, смекалке и сноровке, Чака достаточно быстро выдвинулся и был назначен Дингисвайо командиром Изи-ц’ве, а в последующем возглавил и все вооруженные силы мтетва. Согласно устным преданиям, в это время Чака ввел в военную практику зулу новшества, кардинально изменившие их представления о ведении войны. Чака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой укороченным и более тяжелым ассегаем (особая форма копья у зулу). Он запретил воинам носить сандалии, что резко ускорило их передвижение, ввел строжайшую дисциплину и новую тактику охвата и окружения противника (строй «головы» и «груди» с вытянутыми «рогами»).
Нововведения Чаки привели к выработке тактики тотальной войны, когда боевые действия велись до полного подчинения или уничтожения противника. Устная традиция зулу приписывает Чаке слова, которые ярко характеризуют его отношение к боевым действиям: «Врагу надо наносить такие удары, от которых он уже не сможет оправиться. Либо он перестанет существовать как самостоятельное племя, либо снова попытается схватить нас за горло»[1].
В 1816 году Чака, опираясь на поддержку Дингисвайо, сменил своего отца Сензангакона в качестве инкоси зулу. Подвластные ему территории не превышали 200 км², но с этого момента начинается восхождение Чаки к вершине власти.
Главным мероприятием Чаки стало проведение военной реформы. Им были мобилизованы на военную службу все мужчины, способные носить оружие в возрасте от 20 до 40 лет. Из них он сформировал несколько военных подразделений — амабуто (мн.ч. от ибуто), которые составили ядро будущей армии зулу. В основу своей военной организации Чака положил принципы, которые он выработал, находясь на службе у Дингисвайо. Любое нарушение дисциплины или невыполнение приказа влекло за собой смерть. Чака также установил жесткие ограничения на общение между противоположными полами. Все молодые девушки объединялись в женские амабуто, которые выполняли, главным образом, хозяйственные функции. Внебрачные связи между представителями мужских и женских «полков», если на то не было особого распоряжения Чаки, карались смертью. Разрешение же на вступление в брак получали лишь особо отличившиеся в боях воины и ветераны, увольнявшиеся с военной службы.
Вооружение армии зулу состояло из щитов высотой чуть меньше роста человека, изготовленных из выдубленной и высушенной бычьей кожи, натянутой на деревянный каркас, а также тяжелого укороченного ассегая для ближнего боя. При амабуто были образованы отряды носильщиков, состоявшие из молодых юношей, в чьи обязанности входило нести продовольственные припасы и минимально необходимый набор бытовых принадлежностей. В мирное время армия зулу подвергалась постоянным военным тренировкам и упражнениям, что вскоре превратило её в самую мощную среди африканцев военную силу Южной Африки.
После смерти Дингисвайо в 1817 (по другим данным — в 1818) году Чака вынужден был в одиночку вести борьбу со Звиде. Война с ндвандве отличалась чрезвычайным кровопролитием и напряжением сил. Зулусы одержали победу над превосходящим по численности противником только благодаря своей блестящей военной выучке и выдающемуся полководческому таланту Чаки. В ходе войны с ндвандве ему удалось силой или убеждением склонить соседние вождества к союзу против Звиде. Так, благодаря военным успехам и политическим усилиям Чаке удалось подчинить своей власти могущественное вождество Г'вабе.
После разгрома Звиде в 1819 году под властью Чаки оказались обширные территории в междуречье рек Тугела и Понгола площадью около 20 тыс. км². Родовые объединения и племена, до этого сохранявшие свою самостоятельность и имевшие собственных правителей, были им разгромлена и рассеяны по пространствам Южной Африки или же были вынуждены признать власть Чаки и войти в состав его державы в качестве вассальных владений.
Система управления
Правители, добровольно признававшие власть Чаки, сохраняли свои владения, но при этом должны были отправить к нему на службу всех взрослых молодых мужчин. Это снижало возможность восстаний, так как «новобранцы» приносили присягу верности непосредственно самому Чаке.
Главным инструментом поддержания контроля над завоеванными территориями стало строительство военных краалей (иканда), в которых квартировались «полки» зулусов. Иканда находились под управлением ближайших родственниц Чаки — его сестер и теток. Непосредственный контроль и командование над военными подразделениями осуществляли индуны — ближайшие советники и сподвижники Чаки, лидеры союзных родов и племен. На них также были возложены функции апелляционного суда, они осуществляли на вверенной им территории сбор штрафов и подношений в пользу верховного правителя зулусов. Из них также формировался совет, на обсуждение которого выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики: объявление войны и мира, разрешение особо запутанных судебных споров и т. д.
Чака ввел свою монополию не только на политическую власть и командование вооруженными силами, но и на религиозные обряды и культы, жестко ограничив влияние колдунов − изангома.
Опираясь, прежде всего, на лично преданные ему войска, Чака лишил изангома права самим решать, кто является носителем или орудием злых сил. Все смертные приговоры после изобличения колдунов — носителей чёрной магии, впредь должны были утверждаться самим Чакой или назначенным им лицом. С этого момента изангома стали послушным орудием в руках Чаки против его скрытых противников. Сами же зулусы верили, что их правитель являлся носителем сверхъестественных сил, от которых зависит благополучие всех его подданных. Чака старательно поддерживал в них эту веру, хотя сам достаточно скептически относился к суевериям простого народа. В отличие от других инкоси, он уклонялся от выполнения такой обязанности, как вызывание дождя. Для этого он предпочитал воспользоваться услугами второстепенного знахаря, которым не жалко будет пожертвовать в случае неудачи.
Так постепенно власть Чаки приняла поистине неограниченный характер, его слово являлось решающим в политических, военных, судебных и религиозных делах. Весь его внешний облик и церемониал должны были подчеркивать величие правителя зулусов.
Мошвешве I (?1786-1870) — вождь народа сото (басуто), объединивший их против британских и бурских колонистов, а также завоевателей, бежавших от растущей мощи зулусов на востоке. Королевство Мошвешве стало ядром современного Лесото.
Мошвешве, старший сын Мокачане, мелкого вождя из династии Котели (Бакотели), родился в Менкваненге, на севере нынешнего Лесото. В юности он помог отцу получить власть над несколькими более мелкими кланами. В 34 года Мошвешве создал собственный клан и стал вождём, поселившись в окрестностях горы Бута-Буте.
Мошвешве родился в 1787 или 1786 году, во время голода, и сначала получил имя Лепоко («лишения»). Родители с детства воспитывали Лепоко как будущего вождя и политика. Он стал настоящим лидером, когда отправился в карательный рейд против одного скотокрада, и успешно отбил у него сотни голов скота. Тогда он и получил имя Мошвешве («брадобрей»), так как, по слухам, сбрил бороду своего противника.
Правление Мошвешве совпало с ростом могущества зулусов под предводительством Шаки. В начале XIX века Шака начал завоёвывать мелкие кланы по восточному берегу, включая в своё растущее королевство, и многие вожди бежали от него, что привело к периоду войн и волнений, известному как Мфекане (или Дифакане на сесото). Захватчики-нгуни стали угрожать сото, жившим во внутренных районах страны, и Мошвешве был вынужден оставит Бута-Буте и переехать на плато Килване. Позже это место получило название Таба-Босиу, «гора ночи», потому что считали, будто оно увеличивается ночью и уменьшается днём. Враги так и не смоглм захватить эту крепость.
Как дипломат Мошвешве отличался тем, что великодушно относился к побеждённым. Он предоставлял им землю и защиту, укрепляя тем самым свою власть над сото, по мере того как беженцы интегрировались в его народ.
К середине XIX века Мошвешве укрепил власть сото в Басутоленде и стал известен как Morena e Moholo (Великий вождь) и Morena oa Basotho (Король басуто).
Мошвешве полагал, что ему нужно огнестрельное оружие (которым обладали голландские поселенцы в Капской колонии, а также услуги белого советника: от других племён он много слышал о пользе, приносимой миссионерами. Мошвешве провёл переговоры с Парижским обществом евангельской миссии, выбрав государство, не имевшее претензий на земли в Южной Африке. Вскоре прибыли три представителя Общества: Эжен Касалис, Констан Госселен и Томас Арбуссе.
С 1837 по 1855 году Касалис был для Мошвешве министром иностранных дел, помогавшим королю устанвливать отношения с врагами. Кроме того, Касалис служил для Мошвешве переводчиком при общении с белыми и описал язык сесото[1].
В конце 1830-х годов буры из Капской колонии появились на западных границах Басутоленда и стали требовать земель. Лидером первых бурских поселенцев был Ян де Виннар, поселившийся в области Матлакенг в мае-июне 1830 года. Прибывавшие фермеры-буры пытались захватить междуречье Оранжевой и Каледона (Мохокаре), утверждая, будто сото оставили эту землю. Мошвешве, узнав об этом, объявил, что «земля, которую они заняли, принадлежала мне, но я не возражал против того, чтобы их стада там паслись до тех пор, пока они не смогли бы двинуться дальше, и при том условии, что они жили бы в мире с моим народом и признавали мою власть».
Касалис позже заметил, что буры, пока их было немного, попросили о временных правах, но позже, когда почувствовали себя «достаточно сильными, чтобы сбросить маску»[2], потребовали для себя всей земли.
Следующие 30 лет стали для Мошвешве годами постоянной войны.
Конфликты
Мошвешве подписал договор с британским губернатором Дж. Т. Нэпиром. Среди условий договора было и присоединение к британским владениям небольшого участка земли, заселённого бурами и известного как Колония Оранжевой реки. Буры выступили против этого решения, но в 1848 году были побеждены. После этого поселенцеы затаили обиду и на британскую администрацию, и на сото.
Война разразилась в 1851 году. Сото нанесли британской армии поражение у Конояны и отразили ещё одну атаку в следующем году. Сразу после этого Мошвешве отправил послов к британскому командиру и подписал мирный договор. После победы над тлока в 1853 году Мошвешве добился мир на своих границах.
В 1854 году британцы вывели свои войска из региона, что фактически привело к созданию двух независимых государств: бурской Оранжевой республики и королевства сото.
В 1858 году Мошвешве победил в войне с Оранжевой республикой, но в 1865-м потерял большую часть западных равнин. Последняя война в 1867 году окончилась только после того, как британская колониальная администрация и Мошвешве обратились к королеве Виктории, и та согласилась сделать Басутоленд британским протекторатом. Британцы хотели приостановить продвижение буров, а Мошвешве понимал, что не сможет слишком долго держаться против поселенцев.
В 1869 году Мошвешве подписал с британцами договор в Аливале, определявший границы Басутоленда (позже Лесото), с тех пор неизменные. Плодородные земли к западу от Календона остались за бурами, что фактически вдвое уменьшило территорию королевства Мошвешве.