Скачать .docx  

Реферат: Желтый крестовый поход. Китбуга-нойон

В 1253 году на очередном курултае было принято решение завершить войну в Китае и совершить поход к берегам Средиземного моря, имея целью взятие Багдада, Дамаска и Иерусалима. Руководить последним был поставлен Хулагу-хан. Сам он был приверженцем одного из направлений буддизма, но его жена, Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Начальником штаба у Хулагу был найман Китбуга-нойон, ревностный несторианин. Своих помощников он набирал из единоверцев. В союз с монголами вступил армянский царь Гетум I, который в 1253 году лично прибыл в ставку Мункэ, чтобы заключить союз для совместных действий против мусульман. К этому же союзу примкнул и князь Антиохии Боэмунд, который был зятем Гетума. Казалось, что сбываются мечты христианского мира: на Востоке поднялось христианское войско для удара по неверным! Посмотрим же, как развивались события...

Подготовка похода велась очень тщательно. С предстоящего маршрута следования армии были отогнаны все кочевые племена, чтобы оставить нетронутыми пастбища. Через реки были наведены постоянные или понтонные мосты. В большом количестве заготовлен провиант и размещен на пути следования армии. Из Китая было выписано около тысячи специалистов по метательным машинам.

Вначале армия монголов двигалась неспешно. Лишь в январе 1256 г. она переправилась через Аму-дарью и вошла в Иран. К концу 1257 г. Иран был завоеван, причем были ликвидированы практически все крепости и опорные пункты исмаилитов. А в феврале 1258 г. армия Хулагу после незначительного сопротивления вошла в Багдад. На пятый день Хулагу приказал остановить грабеж города. Это событие произвело сильнейшее впечатление на весь христианский мир, а особенно на восточных христиан. По просьбе своей жены Хулагу запретил преследования христиан всех исповеданий (на свою беду и беду всего этого мероприятия он не видел и не понимал этих различий). Несторианскому патриарху был для устройства резиденции предоставлен дворец халифа. Армянский патриарх благословил Хулагу и его войско на священную войну. Здесь же состоялось и соединение монгольской армии с войсками Гетума I и Боэмунда антиохийского. Союзная армия двинулась на Сирию, прошлась по ней, а весной 1259 г. авангард монгольской армии был уже у стен Газы. Правда, Дамаск и Алеппо пали лишь в 1260 г., так как они, в отличие от Багдада, отчаянно сопротивлялись.

Весь ближний Восток стал христианским. Мусульмане разгромлены. Единственной опорой мусульман остался Египет. В Европе Хулагу и его супругу сравнивали с Константином и Еленой. Казалось бы, сбылась вековая мечта! Но не все этому радовались. Не радовались различные рыцарские ордена, тамплиеры и иоанниты, потому что с освобождением Гроба Господня они должны быть распущены. Не радовались папские легаты на Ближнем Востоке: ведь восточные христиане оказались несторианами, т.е. еретиками. А для них еретики были хуже мусульман и самого черта! И вот христианские рыцари-монахи заявляют, что "если придут монгольские черти, то они найдут на поле сражения слуг Христа готовыми к бою". Как оценить такую позицию крестоносцев? Более того, папский легат отлучил Боэмунда от церкви за союз с монголами! Да, далеко не все хотели победы креста любой ценой!

Тут начались и другие неприятности. В тылу у монголов в 1259 г. восстали грузины, которых монголы считали своими естественными союзниками и не лишили их самоуправления. Вместо того чтобы опереться на грузинские войска в войне с мусульманами, монголам пришлось тратить свои резервы, весьма скудные, так как основной театр военных действий находился в Китае, на подавление этого восстания.

11 августа 1259 г. умер Мункэ-хан. Когда Хулагу получил известие о его смерти, он срочно свернул все свои дела и вернулся в Иран. В империи монголов во время междуцарствия все чингисиды должны были присутствовать на курултае лично. В Палестине под командованием Китбуги-нойона осталось по различным данным от 10000 до 20000 человек.

Против них стояли мамлюки Египта, у которых с монголами были свои счеты. Ведь почти все они попали в свое время на невольничьи рынки из монгольского плена. Они помнили все, и повторения не желали допустить. Более злейшего врага для монголов трудно было придумать. Но коннице мамлюков было очень трудно пересечь Синайскую пустыню, так как все опорные пункты на морском побережье находились в руках христиан.

Итак, летом 1260 г. Китбуга-нойон со своим войском стоял около Баальбека. Позиция у него была надежной. С востока - пустыня, с запада - замки христианских рыцарей, которых он считал своими союзниками. Но тут вмешался случай, который в Европе прошел бы незамеченным, а здесь сыграл роль запала. Владетель Сидона, Жюльен, был человек необузданных страстей. Траты его значительно превышали его доходы. Он давно заложил тамплиерам свой город и промышлял грабежами соседей. В Европе это обычное дело. Так он ограбил окрестности Тира, где правил его родной дядя. До прихода монголов он грабил Сирию. Вот и в этом году он напал на мирное население и вернулся в Сидон с добычей и пленными. Он или забыл, что Сирия уже год принадлежит монголам, или не придал этому обстоятельству никакого значения.

Монголы очень удивились. Они считали, что грабить можно врагов, а не союзников. Чтобы урегулировать это недоразумение был послан небольшой отряд под командованием племянника Китбуги-нойона. Рыцари увидели, что монголов мало и перебили весь отряд. Монголы такого предательства простить не могли! Они быстро пошли на штурм города и взяли его. Часть жителей города и сир Жюльен спаслись на острове, куда монголы попасть не смогли из-за отсутствия плавсредств. Город был разрушен, а его стены срыты. Даже тесть Жюльена, армянский царь Гетум I, жалел, что того не поймали и не повесили. Тамплиеры же оправдывали разбой Жюльена и даже выкупили у него развалины города. Отсюда-то и пошла гулять по Европе легенда о злых и жестоких монголах, которые хуже самих чертей!

В это время выступили мамлюки. Конница султана Куттуза форсировала Синайскую пустыню и опрокинула немногочисленный монгольский заслон в Газе. Но нойон Байдар успел известить Китбугу о вторжении. Узнав о начале войны, Китбуга с войском двинулся от Баальбека к Назарету, чтобы здесь остановить врагов. Он рассчитывал, что мамлюкам передохнуть будет негде, и их кони будут утомлены. Вы бы тоже так считали! Но помощь мамлюкам пришла с совсем неожиданной стороны - от христианских рыцарей Аккры! Они даже обсуждали вопрос о заключении союза с мамлюками против монголов, т.е. с мусульманами против христиан. Как вам это понравится?! Только магистр тевтонских рыцарей помешал заключению этого союза. Но мамлюков приняли как дорогих гостей. Снабдили продуктами, сеном для лошадей и позволили хорошенько отдохнуть. Говорят, что Куттуз подумывал о том, чтобы захватить этот город, но главный враг ждал впереди. За это гостеприимство мамлюки заключили с рыцарями Аккры торговую сделку: они пообещали продать им по низким ценам лошадей, захваченных у монголов. Мамлюки же конечно и не подумали потом выполнять свои обязательства. Предателей никто не любит!

Хорошо отдохнув, армия Куттуза прошла через владения христиан в Галилею, чтобы оттуда двинуться на Дамаск. Китбуга с монгольской конницей встретил противника у Айн-Джелуда (около Назарета) 3 сентября 1260 года. И утомленной оказалась только монгольская конница. У мамлюков же было еще и численное превосходство. Против главных сил монголов Куттуз выставил авангард своей армии под командованием своего друга Бейбарса. Монголы пошли в атаку и яростно бились, но на этот раз половцы устояли! Потом с флангов ударили резервные части мамлюков, и исход сражения был предрешен. Это было первое поражение монголов в их походах, и разгром был полный. Китбуга-нойон сражался до тех пор, пока под ним на пал конь. Тогда его скрутили и доставили к Куттузу. Так закончился желтый крестовый поход.

Китбуга-нойон сказал пленившему его врагу, что Хулагу-хан пошлет новую армию, которая зальет Египет. Потом он добавил, что всегда был верным слугой своего хана и никогда не был цареубийцей. После этих слов Куттуз отрубил ему голову. Зря он так поступил! Не принято было в то время убивать знатных пленников, захваченных на поле боя. И Аллах скоро покарал Куттуза.

Кутуз и Бейбарс. Результаты предательства

Мы остановились на том, что Кутуз отрубил голову Китбуге-нойону. Зря он это сделал! Китбуга-нойон был знатным пленником, которого взяли на поле боя. Его можно было обменять за выкуп, его можно было держать в тюрьме. Но убивать таких пленников было не принято. Кутуз совершил преступление перед Аллахом и должен был быть наказан. Так вскоре и случилось. Но пока Кутуз триумфально въехал в Дамаск. Это ознаменовалось массовой резней христиан. Нет! Сами мамлюки в резне не участвовали, но не препятствовали другим мусульманам.

Через несколько дней Кутуз приказал войску возвращаться в Египет. А в его окружении уже зрело недовольство своим султаном. И главным недовольным был друг Кутуза, которому он всецело доверял, Бейбарс. Бейбарс считал себя несправедливо обойденным, и основания для этого у него были. Ведь это он еще в 1244 году разбил при Газе франко-сирийское войско. Это он принудил к капитуляции французского короля у стен Дамьетты в 1250 году. Именно он убил султана Тураншаха и упразднил династию Айюбидов в Египте. И в эту войну он разбил монголов при Газе, а в решающей битве принял на себя главный удар конницы Китбуги-нойона, выдержал натиск и, тем самым, обеспечил победу. А султаном является Кутуз! Несправедливо! И так думал не один Бейбарс. Созрел заговор против султана. Как в действительности происходили события сейчас установить уже трудно, но предание сохранило следующий рассказ.

Когда мамлюки были уже недалеко от дома, Кутуз приказал отправить домой войско и султанский шатер. Оставшись со свитой и друзьями, он решил немного поохотиться. Подняв зайца, он галопом помчался за ним. Заговорщики последовали за султаном. Когда султан отделился от своей свиты, один из заговорщиков подошел к нему и почтительно попросил милости для одного из своих пленников. Султан согласился с этой просьбой. Тогда мамлюк приблизился к нему, чтобы поцеловать руку султана в знак благодарности. Он крепко схватил протянутую правую руку султана и стал удерживать ее. Подъехавший Бейбарс ударил Кутуза саблей. Заговорщики сбросили Кутуза с коня на землю и расстреляли его из луков. Так окончил свои дни первый мамлюкский султан. Это произошло 24 октября 1260 года.

Случившееся не было неожиданностью для войска и правящей верхушки мамлюков. Очевидно, заговор пустил глубокие корни. Когда через некоторое время убийцы подъехали к султанскому шатру, второе лицо в государстве, эмир Актай, спросил:

"Кто из вас убил его?"

Бейбарс ответил:

"Я!"

Актай предложил:

"Государь, соблаговолите сесть на место султана".

Бейбарс сел и принял присягу у командиров и всего войска.

Монголы еще попытались восстановить свои позиции на Ближнем Востоке. Хулагу удалось собрать еще одну армию и бросить ее на Сирию для помощи своим союзникам. Им даже удалось взять Алеппо. Но Бейбарс со своими мамлюками уже спешил им навстречу. Битва состоялась 10 декабря 1260 года при Хомсе. Монгольская армия была снова разбита и откатилась за Евфрат. Больше никакой серьезной помощи монголы оказать на Ближнем Востоке не смогли, так как в улусе полыхала гражданская война, которая продолжалась до 1301 года. С мамлюками продолжали сражаться лишь отряды и гарнизоны, находившиеся в Иране, а также остатки войск в Сирии и Месопотамии. Но и им Берке-хан (уже обращенный в ислам, после переписки с Бейбарсом) в обход Хулагу-хана послал приказ, суть которого сводилась к следующему: при невозможности пробиться на родину им следует присоединиться к армии мамлюков (своих злейших врагов!). Что они и сделали в 1261 году.

После ухода монголов, в Сирии и Месопотамии началось массовое истребление христиан, которому мамлюки не препятствовали. Наследие Византии на Ближнем Востоке щадили и правоверные халифы, Омейяды и Аббасиды, еретики Фатимиды, рыцари Эюбиды. Но теперь все сметалось начисто. А мамлюки расширяли ареал истребления христиан, одерживая победу за победой. Уже в 1268 году пала Антиохия. А в 1277 году Бейбарс одержал свою последнюю победу над монголами при Альбистане.

Христианские же рыцари, предавшие монголов и не дававшие армянам перейти в контрнаступление до 1263 года, остались с мамлюками один на один. Преемник Бейбарса, султан Калаун, взялся за них с огромной энергией. В 1289 году он взял Триполи, а в 1291 году пали Аккра, Тир, Сидон и Бейрут. Последние христиане покинули сирийский берег 18 мая 1291 года. Это были французы, которые успели добраться до итальянских галер и отплыть на родину. Ведь мамлюки крестоносцев в плен не брали. Захваченных в плен рыцарей они бросали вниз со стен и башен захваченного города и ловили их на копья. Так закончились крестовые походы.

Дольше всех держалась армянская Киликия, которую мамлюки смогли захватить только в 1375 году.

Каковы же итоги предательства христианами монголов? Потерян весь Ближний Восток. Истреблено христианское население Палестины, Сирии и Месопотамии. На колонны христианских паломников, которые следовали из Яффы в Иерусалим, стали безнаказанно нападать бедуины, а египетский султан им в этом не препятствовал. Мамлюки завоевали христианскую Нубию и обратили ее население в ислам. Катастрофа!

Как же христанские рыцари оправдывали свое предательство? А никак! Они пустили в ход самое мощное оружие - сплетни и слухи. И вот по всей Европе пошли разговоры, что монголы - это вовсе и не монголы, а татары, которые являются исчадием ада.

"Они мучают пленных, истребляют все живое, дома и поля с садами. Они нарочно испортили каналы в Средней Азии у мусульман, которые, конечно, враги христианства, но не цивилизации. Ведь живут же мусульмане в Сицилии и Гренаде - и ничего! Всем известно, что греки гораздо хуже мусульман. А русские... Да они держатся только благодаря помощи великого хана, а то бы их давно скрутили и обратили наши братья из Тевтонского ордена".

И пошли подобные разговоры по всей католической Европе. Так и родилась легенда о жестокости монголов.