Скачать .docx |
Доклад: Мир одного предмета: астролябия Г.Арсениуса
Екатерина Кондрашова, cотрудник Музея М.В.Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Астролябия Г.Арсениуса. 1568 г.
Среди первых музейных коллекций Кунсткамеры, основанной Петром I по образцу европейских кабинетов редкостей XVII — XVIII вв., особо выделялись научные приборы и инструменты. Посредством этих предметов музей знакомил русских людей с устройством мира во всём его многообразии, пробуждал интерес к знаниям, к наукам. Сегодня, возвращаясь к истокам и традициям музея, Кунсткамера представляет в качестве первого экспоната уникальную астролябию фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса (1568 г.).
Астролябия (от греческих слов "άστρου" — звезда и "λαβή" — взятие, схватывание) — один из старейших астрономических инструментов, появившийся в Древней Греции. Прообраз астролябии, по-видимому, создал древнегреческий астроном Гиппарх, а К.Птолемей построил и описал "астролабон" — угломерный инструмент для определения положения звёзд. Астролябиями пользовались астрономы и математики, мореплаватели и путешественники, архитекторы и строители. Впоследствии инструмент был усовершенстован арабами. В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке к IX — XI вв. и тогда же получила там самое широкое распространение. В XI в. приборы появляются в Испании, а затем и в других странах Западной Европы. Поначалу здесь использовали арабские инструменты; позднее их стали изготовлять по арабским образцам в европейских мастерских. Если на Востоке инструменты содержались в маленьких футлярах и были частью дорожного костюма обычных людей, то в Европе астролябии с самого начала считались дорогими инструментами, производимыми только для элиты. Требующаяся точность нанесения линий сложной конфигурации, трудность изготовления и своеобразная красота этих инструментов стали причиной их дороговизны и привлекательности для европейских государей. Производство их было начато при королевских дворах. Став предметом моды, приборы покупались наравне с драгоценностями. В XVI в. в Европе их стали делать на основе собственных расчётов для применения в европейских широтах.
Наиболее известной в Западной Европе была мастерская Герхарда Меркатора (1512 — 1594) — известного картографа, математика, физика, химика, производившего первые европейские карты, точные оптические приборы и глобусы. Меркатор получил образование в знаменитом университете в г.Лувене (Бельгия) у Геммы Фрисиуса (1508 — 1555). Мастерскую Меркатора впоследствии возглавил Гуалтерус Арсениус (1530 — 1580), племянник и ученик Геммы Фрисиуса. Фламандец Арсениус считался лучшим мастером-инструментальщиком последней трети XVI в. Его астролябии отличались точностью нанесённых проекций на плоскость небесных координат, шкал и изяществом форм, поэтому испанский король Филипп II и другие знатные особы заказывали их изготовлениеименно ему. Правда, нередко в кругу знати астролябии использовались лишь как астрологические инструменты.
На сегодняшний день в мире известна лишь 21 созданная Г.Арсениусом астролябия, и единственный в нашей стране экземпляр находится в Музее М.В.Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Изготовленная в 1568 г., она принадлежала в своё время австрийскому полководцу времён Тридцатилетней войны Альбрехту Валленштейну. В XIX в. владелица астролябии великая княгиня Елена Павловна, покровительница науки и искусств, преподнесла ее в дар Императорской Публичной библиотеке (где в то время, наряду с книжными памятниками, хранились и коллекции научных приборов). Оттуда в 1959 г. астролябия поступила в Музей М. В. Ломоносова.
Экспонируемая на выставке "Мир одного предмета", словно положенная под увеличительное стекло астролябия предстает перед посетителем и как шедевр декоративно-прикладного искусства, и как памятник технической мысли, человеческого Разума.