Скачать .docx |
Реферат: Русский Леонардо да Винчи
Павел Флоренский оставил значительный след в истории отечественной электро- и радиотехники
Давид Шарле
9 (21) января нынешнего года исполняется 120 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского. Увы, на 2001-й приходится и другая, трагическая дата в судьбе отца Павла: 65 лет назад в 1937 г. (по одним данным в августе, по другим - в декабре) гениальный ученый и выдающийся мыслитель был расстрелян в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Между тем далеко не всем известно, что один из величайших представителей мировой науки XX века Павел Флоренский внес значительный вклад в развитие отечественной электро- и радиотехники.
Павел Александрович Флоренский родился в Закавказье в семье инженера-путейца. В 1889 г. окончил 2-ю Тифлисскую классическую гимназию, где всегда был первым учеником и в 1900-м поступил на физико-математический факультет (отделение математики) Московского государственного университета. По окончании МГУ по предложению Н. Е. Жуковского остался при кафедре математики. Параллельно с работой на кафедре учился в Московской духовной академии, куда поступил в 1904 г. В 1911 г. в сане священника был утвержден доцентом академии, а в 1914-м, после успешной защиты магистерской диссертации, - профессором по кафедре истории философии.
Печататься отец Павел начал в 1903 г. и основные свои философские и эстетико-искусствоведческие труды опубликовал в первой четверти XX в.
В 1911-1917 гг. Флоренский - редактор "Богословского вестника", с 1918-го по 1920-й - ученый секретарь комиссии по охране памятников искусства и старины. В послереволюционные годы ведет активную деятельность в электропромышленности: с 1920-го он начальник ОТК завода "Карболит", с 1922-го - сотрудник Главэлектро, организатор лаборатории испытания материалов и ее заведующий в Государственном электротехническом экспериментальном институте (ныне ВЭИ). В 1927-1933 гг. принимает участие в редактировании Технической энциклопедии, где является автором 127 статей. В 1921 г. избран профессором ВХУТЕМАСА.
После первого ареста в 1928 г. последовала кратковременная ссылка в Нижний Новгород и работа в знаменитой Нижегородской радиолаборатории (НРЛ); по возвращении в Москву в 1930 г. назначен помощником директора по научной части ВЭИ. В 1933 г. - второй арест, осужден на 10 лет, в 1935-м переведен в СЛОН.
Литературное наследие П. А. Флоренского велико, сейчас готовится издание полного собрания его сочинений в 15 томах. Для нас, читателей-"технарей", в первую очередь интересны его труды "Мнимости в геометрии" (1922 г.), в котором сделана попытка по-новому истолковать мнимые величины, и - особенно - "Диэлектрики и их техническое применение" (1924 г.). Эта большого формата книга объемом в 388 страниц, содержащая 188 чертежей и схем, написана на высочайшем научном уровне. В ней обстоятельно рассмотрены вопросы электропроводимости, диэлектрических потерь, электрической прочности диэлектриков. Уникальна библиография из 359 названий: указываются номера главы и страница, где дана ссылка, а также соответствующая страница источника. Поистине титанический труд! Это было первое отечественное издание по диэлектрикам. Его автор приходит к выводу, что возможны нетрадиционные источники энергии. А в 1928 г. вышла относительно небольшая по объему (124 стр., 80 табл., 79 илл.) книга П. А. Флоренского "Карболит. Его производство и свойства" - одна из первых публикаций по синтетическим смолам.
Физик и химик, математик и электротехник, богослов и искусствовед, П. А. Флоренский признан уникальным явлением в истории отечественной и мировой культуры. Русским Леонардо да Винчи называли его за рубежом. "Отец Павел, - писал известный мыслитель Сергей Булгаков, - был для меня не только явлением гениальности, но и произведением искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ".
В письме из лагеря жене от 13 февраля 1937 г. Павел Флоренский говорит: "Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями". И далее: "Человек должен прожить так, чтобы дать миру лучшее из того, что вложил в него весь род, только тогда оправдано существование личности".