Скачать .docx | Скачать .pdf |
Реферат: Постмодернизм как методология изучения современного общества
Станислав Катаев
Классичность обществоведческого мышления по аналогии с естествознанием можно характеризовать такими признаками как: монизм, фундаментализм, редукционизм, элементаризм, линейность, динамичность. Вслед за точными науками и под влиянием их в общественных науках утвердилась нетрадиционная мыслительная культура.
Постклассические альтернативы, по мнению В. Ильина, включают: интегратизм, холизм, полифундаментальность, дополнительность, нестационарность, синергизм.
Постклассическое может рассматриваться как модернистское. Известно, что в последнее время формируется постмодернистская методология.
Постмодернисткое обществознание питается естественнонаучными парадигмами неклассического мышления, а также заимствует у эстетики принципы постмодернистского художественного сознания.
Тот же синергизм, как черта модернисткой методологии, предполагает единство стиля мышления в естественных, общественных науках и в эстетике. Опережение физического и эстетического мышления можно пояснить их относительной непривязанностью с обычными представлениями здравого смысла. Мир элементарных частиц требует парадоксального, нестандартного мышления; модернизм в искусстве, благодаря изощренному эстетизму художника, также не привязывает себя к очевидному и рассудочному. Обществоведение же тесное связано с областью здравого смысла, традиционной логики, так как объект исследования вынуждает быть ближе к «почве» и не стимулирует воображение. Однако времена меняются и сегодняшняя общественная жизнь для своего объяснения уже не может удовлетвориться традиционными представлениями, классическим стилем мышления. Абсурд, хаос, безумие — вот характеристики общества. И если подойти к этим понятиям с мерками традиционных представлений, то следствием будет отчаяние, бессилие, отказ от будущего. Бесполезные попытки вернуться к привычной упорядоченности, ввиду невозможности достичь этого, стимулируют стремление к авторитарному насилию. Вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества для обеспечения «жизни будущего века» можно путем изменения стиля мышления, придания статуса «оправданного, закономерного» и наконец «нормального» всему тому, что воспринимается как хаос, абсурд, безумие. В этом нам видится оправданность усилий по формированию постмодерниского обществознания. Частично, проявление этого стиля мы видим в стихийном заимствовании такой важного понятия неклассической физики как «виртуальная реальность». Из физической и компьютерной терминологии это понятие прочно вошло в массовое словоупотребление. Виртуальность — важная характеристика современной методологии. Виртуальности присуща неполнота существования, которая сочетается с неполнотой отсутствия. В физике виртуальным является вещество глубокого вакуума. Вакуум — это отсутствие вещества, пустота, но эта не вполне пустота, так как вакуум заполняют виртуальные частицы, имеющие своеобразные свойства неполноты существования. Если абсурд получает имя то он как бы осваивается здравым смыслом.
С этой позиции многие негативные явления на самом деле выглядят функциональными. Например, можно утверждать, что коррупция позволяет преодолеть саботаж государственных чиновников в реализации рыночных отношений. Государственные чиновники по своему происхождению близки к рабоче-крестьянским социальным слоям, для которых характерна уравнительная идеология социалистического толка. Они неприязненно относятся к новым экономическим структурам и саботируют по- возможности их деятельность Только деньги могут служить для них аргументом для решения проблем. Без коррупции вообще ничего бы не было: она позволяет оставаться обществу на плаву.
Многие явления, которые мы называем негативными, нельзя оценивать в понятиях хорошие-плохие, а применять другие термины «функционально или нефункционально», т. е. решать позволяют эти явления обществу решать проблемы или нет. Так , протез — это не хорошо и не плохо, а позволяет жить, это необходимость для инвалида. Таким инвалидом и является наше общество.
Общие черта постмодернизма по отношению к предшествующим парадигмам заключается в сочетании классических и модерных принципов.
Для классических теорий свойственен поиск инвариантов, универсальных законов, монизм. Модернизм уже предполагает внимание к уникальности, к единичным явлениям. Постмодернизму свойственен плюрализм оснований, множественность ключевых причинных связей, детерминант. Обществоведческие теории не просто разнообразны. Каждая из них утверждает свой тип универсальности. Постмодернизм не стремится опровергать одну теорию в пользу другой, а готов рассматривать разные основания как равнозначные. Художественный принцип постмодернизма — полистилизм — в социальных науках проявляет себя в множественности оснований социального мышления. Отсюда социализм и капитализм в равной степени рассматриваются как основания общественного строя, что выливается в модели китайского рыночного социализма, в российских и украинских реалиях, в том, что не имеет названия. Тогда как для классической социологии капитализм и социализм были альтернативами, а в постклассическом обществознании рассматривались уникальные модели советского социализма, арабского, африканского, которые мало были похожи одна на другую.
Для классического принципа фундаментализма есть модернистская параллель — холизм, целостность. Если для классических представлений часть и целое соотносится в рамках здравого смысла, то физика микромира вынудила по иному рассматривать эти соотношения: целое и часть в постклассическом мышление стало рассматриваться как равноправные, равнодостаточные. Холизм, как черта модернисткой методологии, размывается в постмодернисткой методологии. Он как бы есть и его как бы нет. Социологический подход вбирает себя иные дисциплинарные подходы. По отношению к объекту идея кланирования, голографического отображения, когда в каждой части целого содержится это целое, также приобретает постмодернисткое звучание. В рамках современного постмодернисткого мышления идея виртуальной реальности находит отражение в сняти самой проблемы целого и части: часть претендует на статус целого, а целое есть частью. Целостность социального мира, воплощенная, например, в идее «единого советского народа», заменена равнозначной украинской и русской идеей. При том остатки целостности сохраняются, сосуществуют с частным в некоем виртуальном качестве. Соотношение социального целого и части принимает неопределенный характер: целое как будто есть и как будто его нет. Это касается и феномена СНГ и Европейского союза и многих других важных проявлений целостного. Виртуальность целого и части разрешается ситуативно.
В гносеологическом аспекте это свойство проявляется в том , что социальные факты рассматриваются не просто с разных позиций : философской, феноменологической, антропологической, в некоем неуловимом симбиозе, которое не есть отдельные точки зрения, а в не имеющем названия одновременно и философском и антропологическом и социологическом и т. п. аспектах.
Постмодернисткие феномены не имеют названия. Виртуальная природа этих феноменов неуловима для называния, так как последнее требует определенности, фиксации. Если же названия появляются они имеют малообъяснимые номинации типа «габитуса»(у Бурдье).
В литературе предлагается относить к постмодернистким такое качество как «когерентность», что означает «наличие синхронизированности различных казалось бы не связанных событий, которые накладываясь друг на друга усиливают или ослаблют размерность социальных процессов». Нарушение пространственно-временной структуры вызывает ее саморазрушение.
Нарушение обычных, естественных для здравого смысла пространственно-временных соотношений происходит в модернистской гносеологии также под влияние физического мышления.
Постмодернисткая методология развивает топологические представления о политике, которая рассматривается как вид социального пространства. Особенно изощренная теория политического пространства разработна Бурдье, классиком постмодернисткой методологии.
Постмодернизм не просто более изощренная новейшая методология социального познания, но и объективная характеристика социальной реальности, присущей современной политике. Постмодернисткое понимание порядка конституируется из хаоса. Это не просто упорядоченный хаос, а определенное отношение к хаосу, как к своеобразий разновидности порядка. Это позволяет сохранить стабильность в условиях казалось бы дефицита упорядоченности. Говоря о политических феноменах, можно отметить часто встречающиеся случаи организационной невнятности, яркий пример которой Рух.
Развитие общества осуществляется в виде трансформации, понимаемой постмодернистски, как сочетание казалось бы несочетаемого: консерватизма и либерализма, социализма и капитализма, модернизации и традиционализма, прогресса и регресса. Многозначность является чертой постмодернисткого общества(и постмодернисткого метода). Многозначность времени(современного общества) отражается в многозначности политического дискурса.
Важной чертой постмодернисткой ментальности является игровое отношение к миру. Речь не идет о детских , карточных, спортивных играх. В постмодернизме сложилось свое, особое понимание игры. Игра, как открытое для направленности движение, свободная от целеполагания трансформация. Игра процессом изменения, игра вариантами развития. Не жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра, комбинация возможностей присуща социальным изменениям в эпоху постмодернизма. Однако игра — не хаос, не анархия. В игре есть правила, которые разделяют играющие. Исход игры непредсказуем, но сам ход игры упорядочен. Условность игры переносит рациональность на иной уровень, придает ей иной характер. Экономические, социальные отношения тоже могут объясняться игровой методологией. Не писаный закон, рожденный рациональностью прежней эпохи, а некие новые взаимно принятые условия и правила игры более действенны во многим взаимоотношениях экономических субъектов. И то, что мы называем «коррупцией» на самом деле есть новая реальность экономических отношений, в определенном смысле упорядоченная и понятная тем , кто в нее погружен. Миф о тотальной безнравственности государственных чиновников порожден традиционалистким сознанием, бессильным объяснить новую реальность. Период аномии пройден в относительно короткий этап трансформациовнного кризиса. Мятежное нормотворчество сформировало новый свод правил, известный играющим и непонятный остальным. Мир как анархия и хаос видится глазами непосвященных. Многие из нас помнят ощущения от передач по телевидению о соревнованиях по бейсболу. И комментарий не совсем помогает. Мы ничего не можем понять, что происходит на поле. Так и с социально-экономической реальностью. Это новая для нас игра. Коррупцией мы именуем, то что непонятно, а значит неподконтрольно нашему разуму в экономических отношениях.
Постмодернистская реальность лучше понятна в рамках эстетического мышления. Это заставляет предположить, что мир подчиняется не экономическим законам, а эстетическим. Вернее, эстетические законы лучше объясняют мир. Еще точнее, современный мир лучше объясняют законы эстетики. Только эстетика дает объяснение абсурду, присущему современному миру. Никакая экономическая закономерность, политическая рациональность не может объяснить происходящее. Если мы останемся в рамках только экономического или политического мышления мир предстанет перед нами как абсурд и хаос. Но мир не может быть ни абсурдом ни хаосом. Таковым он предстает перед исследователем применяющим не ту методологию.
Выбор методологии не произвольная акция ученого. Не метод задает путь исследователю, а наоборот, объект исследования определяет методологию. Все действительное — разумно. Только тот метод адекватен предмету, который способен его объяснять. Постмодернизм — это широкая парадигма, которая включает в себя частные концептуальные подходы, такие, например, как транзитивность, объясняющий процессы трансформации современного общества.
Постмодернизация — постмодернизм — это пара понятий, которые принято различать. Постмодернизция это экономический и социальный процесс, а посмодернизм — это стиль и направление в искусстве. Но искусство обитает не безвоздушном пространстве. Оно отражает свойства мира свойствами своих творений. Объясняя произведение искусства мы объясняем мир. Это классический подход, который был очевидным для литературных критиков 19 века, когда с социологическими концепциями публика знакомилась в статье о новом романе известного писателя. Так и сейчас постмодернисткое искусство, а точнее его интерпретация — ключ к пониманию явлений и процессов постмодернизации современного общества.
Постмодернисткий объект, будь это литературное произведение или социальное явление, обусловливает или придает свойства методу. Постмодернисткая природа современного общества требует адекватного метода своего исследования. Подобно тому, как авангардное искусство требует соответствующего этому направлению эстетической критики, так современное общество создает эффект «порождения метода» , имя которому — постмодернизм.
Список литературы
1. Ильин В. В. Постклассическое обществознание. Каким ему быть? Социологические исследования. 1992, №10, с. 37—43.
2. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. — М.: Socio-Logos, 1993, с. 336.
3. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. — Кишинев: 1997, с. 33.