Скачать .docx Скачать .pdf

Реферат: Международное право

Контрольная работа

Международное право


План работы

Вопрос 1: Понятие и виды субъектов международного права

Вопрос 2: Международно-правовое признание и правопреемство

Вопрос 3: Международная правосубъектность индивида: постановка проблемы и подходы к ее решению

Список используемых источников


Вопрос 1: Понятие и виды субъектов международного права

Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить, как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).

Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.

Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г[1] . (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г[2] . (ст. 2 и др.).

Категории субъектов международного права:

Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

Производные (несуверенные) – международные организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден)[3] .

Первичные (основные) субъекты международного права (государства и нации, борющиеся за независимость) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Юридическим источником правосубъектности для производных (несуверенных) субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права[4] .

Вопрос 2: Международно-правовое признание и правопреемство

Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государства одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.

В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

Современное международное право исходит из того, что новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение.

Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

- при территориальных изменениях - распаде государства на два и более государства; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого;

- при социальных революциях;

- при образовании новых независимых государств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например, Министерство иностранных дел Российской Федерации 13 января 1992 года заявило, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года[5] .

Вопрос 3: Международная правосубъектность индивида: постановка проблемы и подходы к ее решению

В связи с принятием России в Совет Европы (особенно - со вступлением в силу для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[6] ) стал актуальным давно назревший вопрос о международной правосубъектности индивида.

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав[7] .

Роль индивида в международных отношениях постоянно возрастает. Индивид в данный момент, согласно многим межгосударственным соглашениям, имеет права, несет обязанности, а также ответственность за международные преступления. Более того, в целях защиты своих прав он может обращаться с жалобами в универсальные и региональные судебные и конвенционные органы.

Наделение личности правами и обязанностями, возложение на нее ответственности свидетельствует о том, что индивид превращается во все более полноценного субъекта международного права.

В общей теории государства и права субъект права определяется в качестве носителя прав и обязанностей.

Следуя данному определению, многие ученые распространяют его и на международное право. Исходя из этого определения отрицается международная правосубъектность индивида. Подобная точка зрения длительное время преобладала в российской науке. За последние годы позиция ряда юристов в отношении признания индивида в качестве субъекта международного права стала постепенно меняться. Так, профессор К.А. Бекяшев признает у индивида качества субъекта международного права. Некоторую международную правосубъектность индивида с определенными оговорками признает и О.И. Тиунов.

Западные ученые также не отличаются единством подхода к признанию индивида субъектом международного права, хотя многие из них и поддерживают теорию его международной правосубъектности. Так, известный английский ученый Лаутерпахт Г. еще в 1950 г. писал, что "международное право, как оно воплощено в Уставе ООН и других международных договорах, признает основные права индивидов независимо от внутреннего права и таким образом конституирует индивида как субъекта международного права".

Учитывая специфику международных правоотношений, следует дать следующее определение субъекта международного права: субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, который участвует в международных правоотношениях, в создании норм международного права и контроле за их исполнением, а также несет ответственность за нарушение таких норм. Исходя даже из такого широкого определения индивида следует признать субъектом международного права с ограниченной правосубъектностью[8] .

При этом, конечно, нельзя приравнивать индивида к государству, роль которого в международных правоотношениях значительно более широкая.

Признание индивида субъектом международного права потребовало бы изменения самой природы этого права. Кроме того, есть существенные сомнения в том, что такое признание явилось бы лучшим способом обеспечения прав человека. Индивид едва ли смог бы пользоваться своими правами наряду с государствами. Необходимо учитывать специфику правового статуса индивида, находящегося в сфере действия суверенной власти государства, а также его реальные возможности защищать свои права на международном уровне.

Международное сообщество в состоянии обеспечить права человека лишь через государство, оказывая на него соответствующее влияние. С другой стороны, всеобщее уважение прав человека было бы нереальной задачей без сотрудничества государств[9] .

Следовательно, принимая во внимание тот факт, что понятия и категории международного права, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права, и если считать, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.

Однако если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права[10] .


Список используемых источников

1. Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларацией прав человека от 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.1995.

2. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // СЗ РФ, 1998, N 20, Ст. 2143

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

2. Специальная литература:

1. Карташкин В.А. Государство и личность в международных правоотношениях // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант

2. Лаптев П.А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. – 1999. - № 2. – с. 51-58

3. Ливеровский А.А. Комментарии к одному из решений уставного суда. О проблеме правопреемства органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. – 2009. - №3. – СПС Консультант

4. Международное право. Общая часть. Учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – СПС Консультант

5. Международное право: курс лекций / Под ред. Д.А. Шлянцева – М.: Юстицинформ, 2006. – СПС Консультант

6. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 784 с.

7. Фахрутдинов И.З. Международное или глобальное право // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант


[1] Российская газета, 05.04.1995

[2] Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

[3] Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 120-123

[4] И.З. Фахрутдинов Международное или глобальное право // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант

[5] А.А. Ливеровский Комментарии к одному из решений уставного суда. О проблеме правопреемства органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. – 2009. - №3. – СПС Консультант

[6] СЗ РФ, 1998, N 20, Ст. 2143

[7] П.А. Лаптев О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. – 1999. - № 2. – с. 51-58

[8] В.А. Карташкин Государство и личность в международных правоотношениях // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант

[9] Международное право. Общая часть. Учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – СПС Консультант

[10] Международное право: курс лекций / Под ред. Д.А. Шлянцева – М.: Юстицинформ, 2006. – СПС Консультант