Скачать .docx |
Реферат: Солотча
Александр Николаевич Потапов
Об этом богатом историей и природными красотами месте под Рязанью
Собственно, Солотча сегодня — это пригород Рязани, расположенный в 20 километрах от города на берегу старицы Оки при впадении в старицу реки Солотчи. Небольшой одноэтажный поселок, вытянутый в одну длинную улицу. Кругом — поля, перелески, сосновые боры. Дальше начинается Мещёра. Окрестности зачаровывают какой‑то затаенно‑задумчивой неброской красотой. Место волшебное. Конечно, курортное. И, как увидим ниже, — историческое.
* * *
Существует предание, что однажды Великий князь Рязанский Олег Иванович (?–1402) c супругой Евфросинией, проезжая берегом реки Солотчи, повстречали живших здесь отшельников — Василия и Евфимия. После беседы с ними князю пришло на ум построить в этом красивом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что и было исполнено. Олег Иванович часто посещал новую обитель, «стараясь пещись о душе своей»1.
«Трудно сказать, чем руководствовался князь Олег, основав <…> в конце XIV века [Рождество-Богородицкий] монастырь. Со стороны Владимирских земель Рязани, кажется, ничто уже не угрожало. Разве заготавливал себе Олег своего рода тыловой рубеж на случай осады Рязани татарами? Возможно, что в связи с таким домыслом давно уже в Рязани бытует легенда об устройстве Олегом подземного хода из своего дворца прямо в Солотчинский монастырь»2.
Обитель пользовалась особым покровительством князя. Здесь он впоследствии принял монашеский постриг и был похоронен; здесь же спустя три года упокоилась его супруга. Предтеченская церковь, в которой находились гробницы княжеской четы, стояла на береговом обрыве. Постепенно берег осыпался, и в 1768 году храм обрушился (по другим сведениям, его разобрали из‑за ветхости). Прах Олега и Евфросинии перенесли в церковь Рождества Пресвятой Богородицы3. В монастыре же хранилась боевая кольчуга князя. Ныне она находится в Рязанском историко‑архитектурном музее‑заповеднике.
Уже в ХV веке солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь играл заметную роль в истории Русского государства. Как водилось в те времена, он был не только приютом для богомольцев, но и крепостью. Благодаря покровительству Рязанских князей монастырь год от года богател. «Обитель, состоявшая из четырех‑пяти десятков братии, владела тысячами десятин пахотной земли, лесными и сенокосными угодьями. Тысячи крестьян находились в полном распоряжении настоятелей и соборных старцев»4.
В 1552 году монастырские насельники принимали участие в походе Ивана Грозного на Казань, который закончился падением татарского ханства. В память об этой победе в монастыре была построена Алексеевская церковь (разобрана в 1847 году).
Знавала обитель и скудные времена. В конце XVII века ее настоятель архимандрит Игнатий бил челом правительнице Софье: «Строения монастыря обветшали и развалились, потому и разное облачение за древностью многих лет поистлело. <…> Иконы позолотить <…> нечем. Государыня, смилуйся, пожалуй»5.
В 1688 году Софья пожаловала монастырю значительные средства. Архимандрит Игнатий приступил к масштабному строительству, длившемуся десять лет.
В 1698 году сюда доставили группу участников стрелецкого бунта. Вскоре архимандрита Игнатия из монастыря убрали: уж очень усердно он молился за здравие Софьи, оказавшейся в заточении.
Среди исследователей существует мнение, что храмы солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря в конце ХVII века строил выдающийся архитектор, выходец из крепостных Яков Григорьевич Бухвостов — создатель Успенского собора в Рязани. «Сопоставление архитектурных приемов рязанских храмов: Воскресения Сгонного, Солотчинской трапезной и надвратного храма позволяет думать, что их авторами были не разные люди, а один зодчий, и что этим зодчим мог быть Бухвостов, так как ряд деталей этих памятников повторяется не только в рязанском соборе, но и в церкви села Уборы»6. Указанное мнение, однако, разделяется не всеми7.
Церковь Святого Духа с трапезной возводилась «на столичный лад. <...> Выложенные из красного кирпича стены <...> нарядно украшены резными белокаменными деталями, изразцовыми вставками с изображением херувимов. Затейливыми волнообразными парапетами оканчиваются второй ярус четверика и восьмерик церкви — церковь трехъярусная, на подклете»8.
В подобном же стиле построена и надвратная Предтеченская церковь, заложенная 4 июля 1696 года. Она оригинальна тем, что здесь на гранях главного восьмерика в особые обрамления вставлены изразцовые изображения четырех евангелистов, выполненные, как и другие изразцовые украшения, знаменитым ценинных дел мастером Степаном Полубесом.
«В ХVII веке монастырь превратился в выдающийся архитектурный ансамбль. Среди старого бора на живописном песчаном берегу старицы, за которой раскинулись цветущие луга, побеленные стены и здания монастыря вызывают образ града Китежа. <...> Два храма — Предтеченский (надвратный) и Св. Духа <...> (с трапезной палатой) — воплотили в себе всю изысканность архитектурной фантазии ХVII века»9.
Есть в монастыре и церковь ХVI столетия — Рождественская (более древние здания, в основном деревянные, не сохранились). Церковь уникальная: внутри нее не четыре столпа, как это практиковалось в древнерусской архитектуре, а только два. Она отличается строгостью форм, изяществом линий, отсутствием вычурных деталей.
В 1920‑х годах монастырь был закрыт, в начале 1990‑х — возобновлен как женский. В 2003‑м на его территории велись земляные работы, во время которых рабочие обнаружили каменную плиту с надписью на церковнославянском языке. Обратились к специалистам. Оказалось, плита датируется первой половиной XVI века, а надпись сообщает о переносе в монастырь останков храброго воина, верного сподвижника князя Олега — татарского мурзы Салахмира (в крещении Ивана Мирославича). В 1371 году он прибыл со своей дружиной на службу к Рязанскому князю. Принял православие, женился на сестре Олега Анастасии и получил во владение несколько вотчин. Олег Иванович оказывал ему немалые почести. Некоторые княжеские грамоты начинаются так: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем…» Благодаря находке выяснилось, что перенос праха Салахмира-Ивана состоялся примерно через полтора столетия после его смерти.
В последние годы в монастыре проведены большие реставрационные работы. Древняя обитель, приобретающая все более сказочный, «былинный» вид, высится на крутом берегу реки — утопающее в зелени белоснежное чудо, от которого невозможно оторвать зачарованного взгляда...