Скачать .docx |
Реферат: Социальные группы как субъекты политики 3
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра культурологии и политических наук
РЕФЕРАТ
На тему № 31: «Социальные группы как субъекты политики»
Выполнила: студентка гр. ЭПМ-06
Кузенкова Ю. А.
Проверил: Голота В. С.
Донецк 2008
План
Введение
1. Понятие социальных групп как субъектов политики
2. Сущность и типы социальной стратификации
3. Классификация социальных групп
Заключение
ВведениеНаряду с индивидуальными субъектами в политики действуют социальные субъекты, цели и действия которых отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной общности на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность социального субъекта является интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и в соответствии с законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми преимущественно новыми кооперативными параметрами. Любая общность становится социальным субъектом политики тогда, когда самоорганизуясь, осознавая свои интересы, она оказывается в противостоянии с другими общностями или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Актуальностью данной темы является то, что в любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.
Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов. Характер влияния групп на политику определяется, прежде всего, сохраняющимися между ними различиями в обладании теми или иными ресурсами, которые они могут использовать для защиты своих интересов. Другими словами, в качестве своего важнейшего источника политика имеет реально существующее расслоение населения, которое характеризует неравенство общественного положения групп.
1. Понятие социальных групп как субъектов политики
Субъекты политики – это люди, их организации, движения, институты, отдельные личности, которые принимают участие в политической жизни общества и государства, практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности людей как соответствующих объектов политики. Субъекты политики способны сформулировать и реализовать собственные цели, имеют определенные интересы и потребности, целенаправленную активность, то есть субъекты политики являются главным регулятором взаимодействия с объектом, управление им.
Наиболее важными субъектами в политической жизни являются этносы, нации, классы и социальные группы.
Марксистский социально-классовый анализ, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности и отношений в начале 20 века был подвергнут критике. Американский политолог А. Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.) указал, что понятие «класс» - это слишком большая и стабильная общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не пригодно для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов, по определению А. Бентли – это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. В отличие от общесоциологического подхода к социальным группам, в котором они выступают как элементы социальной структуры, политология использует понятие группы в более узком значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических решений в свою пользу.
Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер борьбы групп интересов. В борьбе за власть одна из групп интересов становится группой победительницей, устанавливая свой контроль над государством, и формирует правительство. Правительство трактуется А. Бентли как «официальная группа интересов», группа интересов особого рода, обладающая властью, стабильной структурой и конституционно-правовым статусом.
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.
Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.
Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.
2. Сущность и типы социальной стратификации
Наличие источников и причин политического участия групп обусловлено характером социальной стратификации, которая выражает различия возможностей, прав и обязанностей людей, обусловленных их принадлежностью к конкретным общественным группам.
Термин «страта» характеризует группу в качестве единицы анализа социального положения людей. Под ней может пониматься устойчивая социальная общность, класс или часто складывающаяся структура совместного действия людей. В основании ее выделения лежит тот или иной показатель (общественный ресурс), по которому сравнивается и сопоставляется положение людей в социальном пространстве. Степень обладания группой теми или иными ресурсами, с одной стороны, фиксирует ее положение в обществе (статус), а с другой — позволяет ранжировать статусы групп, т.е. дифференцировать последние в зависимости от обладания конкретными ресурсами. В силу этого стратификация характеризует общественную дистанцию между людьми не только по вертикали (например, между министром и рядовым служащим), но и по горизонтали (между министром и соответствующим ему по рангу генералом). Таким образом, стратификация, фиксируя все реальные отношения равенства и неравенства людей в конкретном обществе, которые вытекают из занимаемого группами социального положения, позволяет сопоставлять групповые статусы, права и возможности людей, выстраивать социальные иерархии. Социальная стратификация характеризует дифференциацию общества, которая складывается под воздействием социально-экономических и всех других отношений и связей.
Выделяют следующие типы социальной стратификации:
— территориальная, отражающая различия между жителями отдельных территорий;
— демографическая, характеризующая половозрастные особенности различных слоев населения (молодежи и пенсионеров, женщин и мужчин, детей из полных и неполных семей и т.д.);
— этнонациональная, выделяющая различия родственных и этнических общностей (между теми или иными семейными группами, людьми, принадлежащими);
— конфессиональная, отражающая различия между людьми, которые придерживаются различных религиозных убеждений (между верующими и атеистами, представителями различных вероисповеданий);
— социокультурная, фиксирующая различия в стилях поведения людей, их жизненных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах их поведения;
— социально-экономическая, обозначающая разницу в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников;
— социально-психологическая, отображающая различия между людьми с точки зрения общественного признания важности и значимости их статусов и форм поведения (например, в виде престижа и уважения разнообразных человеческих объединений);
— позиционная, указывающая на различия между людьми по степени их властного могущества, влияния на принятие управленческих решений.
Наличие разных «страт» непременно включает в себя субъективное ощущение людьми своей принадлежности к данной конкретной общности (идентификацию). Она означает уровень освоения человеком групповых ценностей, норм, притязаний и поэтому является показателем и фактором внутренней сплоченности группы, ее целостности и интегрированности. При этом овладение нормами и ценностями группы способно выступать самостоятельным источником активности человека, его продвижения в обществе.
Каждый из перечисленных типов групповых различий свидетельствует о реально существующем расслоении населения и может стать источниками политической активности граждан. Однако отдельные виды социальных различий могут быть преодолены за счет использования группами механизмов самоорганизации, более полного использования внутренних возможностей для роста экономических показателей жизни своих членов, укрепления солидарности с другими социальными общностями и т.д. При этом мотивация к использованию политических форм урегулирования межгрупповых противоречий и, более того, социальная напряженность в поведении людей могут возникать даже при понимании одной только разницы социальных статусов.
Первостепенной причиной политической активности группы выступают ее наиболее существенные, властно значимые интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления. Наличие властно значимых групповых интересов свидетельствует как о дефиците жизненно важных ресурсов, без которых человек не способен достичь своих целей, так и об остроте потребности в этих средствах существования.
3. Классификация социальных групп
Социальные группы – это общности, которые отличаются между собой материальным положением, престижем, образованием, способом жизни (привычками, манерами, обычаями). По этим признакам социальные группы разделяются на высшие, средние и низшие. Они имеют (часто диаметрально противоположные) интересы и разные возможности проявить эти интересы на государственном уровне. Если высшие и средние слои заинтересованы в снижении государственных налогов на социальные потребности, то низшие, наоборот – в их повышении. В этих слоях также разные возможности реализовать собственные интересы через политику. Высшие слои по сравнению с низшими и даже со средними имеют лучшие финансовые, организационные и интеллектуальные предпосылки для отстаивания выгодных позиций. В современном цивилизованном мире происходит процесс выравнивания возможностей различных социальных групп в их способности влиять на разделение власти в обществе.
Группа, объединенная политическими интересами и претендующая на участие в процессе реализации власти, – это общность индивидов, главная цель которых – повлиять на одобрение правительственных решений, соответствующих групповым интересам.
На базе этой теории американские политологи А. Алмонд и Г. Пауэлл попытались построить типологию субъектов политики. Все субъекты политики по уровню организованности были разбиты на четыре типа:
1. Анонилические группы – спонтанно, эпизодически образовывающиеся группы людей, совершающие определенные политические действия. Эти группы чаще всего не долговечны, слабо организованы и отношения их с органами власти носят не регулярный характер. Примером анонилических групп являются стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, бунтов и других акций протеста.
2. Неассоциативные группы – неформальные объединения людей, не обладающие жесткой организационной структурой, но ставящие перед собой определенные политические цели. Примером такого типа групп интересов могут служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов, ни структуры, ни формального членства, ни четких границ: в них участвуют сотни, тысячи и больше людей, поэтому затруднительно бывает с точностью до единицы установить число участников. Связь, существующая между участниками движения, носит по преимуществу идейный характер. Организационные формы его проявления носят эпизодический характер. Это – митинги, демонстрации, обращения. И хотя массовые движения создают, как правило, свои руководящие органы, эти органы избираются не «членами» движения (таких формальных членов не существует), а представителями общественности – представителями различных общественных организаций, выражающих политические настроения индивидов и их готовность участвовать в проведении в жизнь определенной конкретной цели.
Движения могут быть длительными и кратковременными. Чаще всего они самоликвидируются, свертываются после достижения цели, ради которой возникли.
3. Ассоциативные группы обладают высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующие в выражении интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации и др.). Ассоциативным объединениям свойственны следующие признаки:
а) формальное организационное единство (официальный характер создания группы), обязательная добровольность объединения, организация как формальная группа определяется системой предписаний, позиций и ролей, нормативно-зафиксированных и определяющих разделение труда и координацию действий организации в целом и ее членов; общественная организация руководствуются в своей работе совместно разработанными их членами особыми документами – уставами;
б) преднамеренность их создания (сформированы с определенной, заранее установленной целью);
в) устойчивость состава и структуры, связей между членами.
4. Институциональные группы – группы людей, существующие внутри формальных структур, социально-политических институтов (госаппарата, парламента, партий, армии и т. д.), которые имеют большие возможности для контроля за теми или иными ресурсами и используют эти возможности в частных интересах. Это могут быть ведомственные корпорации бюрократии, работающие в рамках отраслевых департаментов и министерств, депутатские группы и фракции в парламенте, армейские клики и т. д.
А. Алмонд и Г. Пауэлл не отрицают и то, что в качестве субъекта политики могут выступать и отдельные личности. Но зона автономной активности личности как субъекта политики достаточно ограничена по сравнению с границами деятельности группы интересов, в которой в той или иной степени интерпретировать большинство индивидов. Поэтому группы интересов не только первичный, но и основной субъект политических отношений и деятельности.
Заключение
Проанализировав тему данного реферата можно сделать следующий вывод. Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди прочих действующих лиц и им осознаются. Такое самосознание участника политической жизни – залог его свободы. Свобода означает возможность субъекта определять цели своих действий, выбирать средства их достижения, формировать свой курс. Без свободы выбора не может быть и свободы действий. Одним из главных субъектов политики являются социальные группы. В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые являются базой и опорой государственной власти. Разные научные дисциплины подходят к определению и классификации групп со своих методологических позиций. Группы различают по объему (большие, малые, среднего уровня), по социально-экономическим критериям, этнонациональным, географическим, культурным признакам.Нормы поведения, на которые ориентируются разные группы, способы коммуникации между ними, доступ к различным ресурсам не являются однородными. Они соответствуют статусу данной группы, или ее положению в обществе. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, заходит речь о “социальной стратификации”.
Социальная стратификация - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и образования и т. д.
Список литературы
1. Політологія: Підруч. для студ. юрид. спец. вищ. навч. закл./ М. І. Панов, Л. М. Герасіна, В. С. Журавський та ін. – К.: Концерн «Видавничий Дім «Ін Юре», 2005. – 520 с. (с. 173 - 188)
2. Политология: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 336 с. (с.85 - 89)
3. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 544 с. (с. 79 - 89)
4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 447 с. (с. 121 - 130)
5. Марченко М. Н. Политология: Курс лекций. – М., 1999. – 608 с. (с. 189 - 199)