Скачать .docx |
Доклад: Доклад: Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны
Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны
Швечиков А.Н, к.ф.н., доцент
Накануне Отечественной войны РПЦ подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации РПЦ была близка к завершению. Чтобы представить масштабы этого церковного погрома, обратимся к фактам, сравним, что было и что осталось.
К началу Октябрьской революции Русская Православная Церковь располагала 48 тысячами приходских храмов, около 25 тыс. всевозможных часовен. Их обслуживало более 100 тыс. священнослужителей. В 67 епархиях служило около 130 архиереев. Церкви принадлежало 35 тыс. приходских школ, 58 духовных семинарий, 4 духовных академии.
В результате форсированного уничтожения государственной и партийной властью Православной Церкви, особенно во второй половине 30-х годов, к 1941 г. РПЦ удалось сохранить лишь жалкие остатки былого влияния.
На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось не более 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне войны Западных областей Украины и Белоруссии) на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 году к началу 1939 года действующих осталось лишь 4. Только в 1936 и 1937 годах было арестовано более 70 епископов, многие из которых были или сразу расстреляны, или потом погибли в лагерях и тюрьмах, или же отправлены в ссылку. Было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей. С полным правом можно сказать, что РПЦ к началу войны лежала в руинах. Партии и государству удалось террором, репрессиями и запретами разгромить Церковь, но им не удалось окончательно убить православную веру в народе. Всесоюзная перепись населения, проведённая в январе 1937 года, показала, что две трети сельского и одна треть городского населения СССР считают себя верующими.
Нет никакого сомнения в том, что выстоять в войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и религиозная вера советских людей.
Несмотря на нанесённые обиды, на совершённое над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, РПЦ в тяжёлую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.
Уже в первый день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с “Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”, в котором он призвал весь православный народ на защиту Отечества. В своём послании он, в частности, писал: “Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу...”
Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Наоборот, фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сектантскими, языческими и оккультными организациями. Поэтому, защищая территорию нашей Родины, мы защищаем и право на сохранение нашей традиционной веры. “Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство”, - писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.
С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Алексий (Ленинградский) и Николай (Киевский). По всей стране в православных храмах служились молебны за грядущую победу.
Начинаются сборы средств в помощь фронту среди верующих на подарки воинам, на содержание раненых, осиротевших детей.
По инициативе Церкви проводится сбор средств для создания танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от РПЦ в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб.
В Ленинграде, несмотря на тяжелейшие условия блокады с 1941 по 1944 гг.., православные верующие внесли в Фонд обороны более 13 млн. руб.
Активную роль РПЦ в противостоянии захватчикам высоко оценило руководство партии и государства. В телеграмме Местоблюстителю митрополиту Сергию от 25 февраля 1943 г. И.В.Сталин писал: “Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии”.
Патриотическая деятельность РПЦ и её руководства в первые годы войны сыграла важную, если не решающую роль в крутом изменении властью своего отношения к Церкви в лучшую сторону.
Впервые за два последних десятилетия Сталин пошёл на личную встречу с высшим руководством РПЦ. Такая встреча состоялась 4 сентября 1943 г. в Кремле. На встрече были: со стороны РПЦ - Местоблюститель митрополит Сергий, митрополит Ленинградский Алексий и митрополит Киевский Николай; со стороны Правительства - И.В.Сталин, В.М.Молотов и Г.Г.Карпов (будущий председатель Совета по делам РПЦ при Совнаркоме).
Эта встреча стала поворотным моментом в отношениях между Русской Православной Церковью и Советским государством. Власть пошла на резкое изменение религиозной политики. На встрече было получено соглашение от Сталина на проведение Архиерейского собора и избрание Патриарха, на открытие церковных учебных заведений, церковные издания, на возвращение храмов и части репрессированных священнослужителей, на материальную поддержку церкви и т.д. После этого совещания гонения на РПЦ фактически прекратились. РПЦ получила поддержку и хороший импульс к расширению своей деятельности.
По всей стране начинают открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей; рукополагаются священнослужители, возобновляется духовное образование - в Москве открывается Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращаются священнослужители.
Православная Церковь начинает постепенно оживать. Об этом говорят и следующие факты: с 1941 по 1951 гг.. в РПЦ число зарегистрированных приходов выросло почти в 5 раз. и составило примерно 14,5 тыс., количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих)
Так в годину тяжёлых для страны испытаний Церковь своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть не только в своей лояльности к ней, но и преданности своей стране и народу, верности своему призванию - быть духовным пастырем православного народа.