Скачать .docx |
Реферат: Личность Зигмунда Фрейда
Реферат по общей психологии выполнил: студент 2 курса 521 группы факультета психологии Волков Дмитрий Константинович
Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
Балашов 2007
Введение
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.
Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для мировой психологии, но вместе с этим и одной из самых противоречивых. Ученики Фрейда, которые, казалось бы, должны были знать что же был за человек их учитель, его друзья и личные биографы, которые не только непосредственно общались с известным психологом, но и напрямую занимались изучением его личности, узнавая и фиксируя вехи жизни Зигмунда Фрейда, все те, кто так или иначе рассказывает о нём, расходятся во мнениях, что же это был за человек. Нужно отметить, что сам Зигмунд Фрейд постарался запутать своих биографов ещё при жизни, нарочно изменяя собственную биографию и не давая точных и однозначных ответов на вопросы о своей личности.
Не смотря на всё это, существует официальная биография основателя психодинамического направления, которой мы и будем придерживаться.
1. Детство
Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд) - создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г в маленьком австрийском городке Фрейбурге (ныне Пршибор), Моравия (на территории современной Чехии). Пять улиц, два цирюльника, с десяток бакалейных лавок и одно похоронное бюро – вот что представлял из себя город, где родился будущий создатель учения о бессознательном. Его отец, Якоб Фрейд, был небогатым торговцем шерстью. Зигмунд был самым старшим из восьмерых детей в своей семье. В 1860 г., в связи с финансовыми затруднениями семья Фрейда переехала в Лейпциг, но после нескольких месяцев бесплодных поисков дохода, перебралась в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. Для Зигмунда, которому исполнилось три с половиной года, переезд резко нарушил счастливое течение раннего детства, оставив в душе свои следы: видимо, отсюда берут начало боязнь поездов и доходящая порой до отвращения враждебность к Вене, городу, плохо встретившему его.
В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Он окончил гимназию с отличием, великолепно овладел немецким языком, изучал греческий и латынь, бегло говорил на испанском, итальянском, французском, английском языках. Во время обучения в гимназии увлекался работами видных философов. Его привлекали Кант, Гегель, Шопенгауэр и Ницше.
2. Медицинский факультет. Знакомство с Брюкке
Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром. Однако, поскольку он был евреем, почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключением медицины и юриспруденции. Поэтому, без особого желания в 1873 г. Зигмунд Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.
Вена тогда была столицей Австро-Венгерской империи, ее культурным и интеллектуальным центром. В университете преподавали выдающиеся профессора. Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии (это в дальнейшем сказалось на его концепциях развития культуры). Но особый интерес для него представляли естественные науки, достижения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об организме, о живой природе. В великих открытиях этой эпохи - законе сохранения энергии и установленном Дарвином законе эволюции органического мира - черпал Фрейд убеждение в том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. На оба закона опирался Фрейд, когда перешел впоследствии к изучению человеческого поведения. Организм он представлял как своего рода аппарат, заряженный энергией, которая разряжается либо в нормальных, либо в патологических реакциях. В отличие от физических аппаратов, организм является продуктом эволюции всего человеческого рода и жизни отдельного индивида. Эти принципы распространялись на психику. Она также рассматривалась, во-первых, под углом зрения энергетических ресурсов личности, служащих "горючим" ее действий и переживаний, во-вторых, под углом зрения развития этой личности, несущей память и о детстве всего человечества, и о собственном детстве. Фрейд, таким образом, воспитывался на принципах и идеалах точного, опытного естествознания - физики и биологии. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы (детерминизм, и во всем последующем творчестве Фрейд является детерминистом). Этим идеалам он следовал и тогда, когда перешел в область психологии. Его учителем был выдающийся европейский физиолог и психолог Эрнст Брюкке. Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая помногу часов за микроскопом. Под старость, будучи всемирно признанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия. Известный факт, что стремление стать известным учёным, толкало его к совершению какого-нибудь важного научного открытия. Так им был предложен метод лечения кокаином, который в то время он и сам употреблял. Позднее, когда стало известно о существовании наркотической зависимости от кокаина, Фрейд от данного метода отказался.
Он намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Верней (Бернайс). Науку пришлось оставить и искать средства к существованию. Имелся один выход - стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Он принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. После своей невропатологической практики Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Своих больных он лечил принятыми в то время методами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система представляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Очень скоро, однако, Фрейд стал испытывать неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами. Эффективность лечения оставляла желать лучшего, и он задумался над возможностью применить другие методы, в частности гипноз, используя который некоторые врачи добивались хороших результатов.
3. Рождение психоанализа
Одним из таких успешно практикующих врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду (1884). Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения.
Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациентов рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснялось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и "выговориться", симптомы хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал "катарсис" (очищение). За понятием о катарсисе крылась гипотеза, согласно которой симптомы болезни возникают вследствие того, что больной прежде испытал напряженное, аффективно окрашенное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т. д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Энергия влечения разряжается в извращенной форме, как бы "застревая" в органах, которые начинают работать ненормально. Поэтому предполагалось, что главная задача врача - заставить больного вновь пережить подавленное влечение и тем самым придать энергии (нервно-психической энергии) другое направление, а именно - перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем. В этой версии о травмировавших больного и потому вытесненных из сознания, аффективно окрашенных воспоминаниях, избавление от которых дает лечебный эффект (исчезают расстройства движений, восстанавливается чувствительность и т. д.), содержался зародыш будущего психоанализа Фрейда. Прежде всего в этих клинических исследованиях "прорезалась" идея, к которой неизменно возвращался Фрейд. На передний план отчетливо выступили конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальный ход поведения психическими состояниями. О том, что за порогом сознания теснятся былые впечатления, воспоминания, представления, способные влиять на его работу, давно было известно философам и психологам. Новые моменты, на которых задержалась мысль Брейера и Фрейда, касались, во-первых, сопротивления, которое сознание оказывает неосознаваемому, в результате чего и возникают заболевания органов чувств и движений (вплоть до временного паралича), во-вторых, обращения к средствам, позволяющим снять это сопротивление, сперва - к гипнозу, а затем - к так называемым "свободным ассоциациям".
Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили,- "излить душу" в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях.
Особенно успешно использовали гипноз французские врачи, для изучения опыта которых Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне его имя сохранилось в связи с одной из физиотерапевтических процедур - так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". Фрейд - молодой венский доктор - присоединился к большой толпе практикантов, которая постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом.
В одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенностях его половой жизни. Это наблюдение запало в голову Фрейда, тем более что и он сам, да и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов. Через несколько лет, под впечатлением этих наблюдений и предположений, Фрейд выдвинул постулат, придавший всем его последующим концепциям, каких бы психологических проблем они ни касались, особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности во всех человеческих делах. Эта идея о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры придала фрейдизму специфическую окраску, прочно ассоциировала его с представлениями, сводящими все бессчетное многообразие проявлений жизнедеятельности к прямому или замаскированному вмешательству сексуальных сил.
Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от индивидуального поведения к социальному. В памятниках культуры (мифах, обычаях, искусстве, литературе и т. д.) он искал выражение все тех же комплексов, все тех же сексуальных инстинктов и извращенных способов их удовлетворения. Следуя тенденциям биологизации человеческой психики, Фрейд распространил на объяснение ее развития так называемый биогенетический закон. Согласно этому закону, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой и сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к ребенку это означало, что, переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Руководствуясь этой версией, Фрейд утверждал, что ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях ребенка и его влечениях воспроизводятся необузданные инстинкты наших диких предков. Никакими объективными данными, говорящими в пользу этой схемы, Фрейд не располагал. Она носила чисто умозрительный, спекулятивный характер. Современная детская психология, располагая огромным экспериментально проверенным материалом об эволюции поведения ребенка, полностью отвергает эту схему.
К Фрейду приходит международная слава. В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее".
В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.
Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд. Его прежняя концепция сновидений невротика, возникшая под впечатлением лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной, чтобы истолковать психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу - силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова, стало быть, не только половую любовь. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Наряду с социальными обстоятельствами (военные неврозы) у Фрейда имелись и личные мотивы обращения к этой проблеме. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перенося одну мучительную операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915-1917 гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г.
4. Последние дни
В 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами "нового порядка" книг оказались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги». В последствии в фашистских концлагерях погибнут четыре сестры Фрейда, а дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, была схвачена гестапо. Сам Зигмунд Фрейд в это время эмигрировал в Англию. В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, ещё в 1923 году его прооперировали по поводу рака ротовой полости и вот уже десять лет он жил с ужасным протезом и мучительными болями, по его просьбе его лечащий врач сделал два укола морфия, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.
Основные труды Фрейда:
"Исследования истерии", 1895 г.
"Толкование сновидений", 1900 г.
"Психопатология обыденной жизни", 1901 г.
"Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905 г.
"Три очерка по теории сексуальности", 1905 г.
"Тотем и табу", 1913 г.
"Лекции по введению в психоанализ", 1916-1917 гг.
"По ту сторону принципа удовольствия", 1920 г.
"Психология масс и анализ Я", 1921 г.
"Я и Оно", 1923 г.
"Будущее одной иллюзии", 1927 г.
"Цивилизация и недовольные ею", 1930 г.
"Моисей и монотеизм", 1939 г.
"Очерк психологии", 1940 г. - незакончен
"Анализ фобии пятилетнего мальчика"
"О сновидении"
"О психоанализе"
"Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений"
Личность Зигмунда Фрейда была и остаётся фигурой эпохи. С его именем связано и появление одного из основных направлений современной психологии, психоанализа, который в свою очередь дал начало индивидуальной психологии, гуманистическому психоанализу, аналитической психологии и другим, появление новой сферы познания в психологической науке – сексуальность, как детерминант нарушений психики и неврозов.
Важно заметить, что с течением времени интерес к работам австрийского ученого не ослабевает. А интерес к его личности, появившийся после Второй Мировой Войны, только возрастает. История знает массу примеров, когда спустя годы не раз пересматриваются взгляды мыслителей прошлого и на основе их работ создаются новые, актуальные, нужные своему времени идеи, теории, методы. Не исключено, что тоже последует и с работами Зигмунда Фрейда.
Список литературы
Дадун, Р. Фрейд [Текст]: / Р. Дадун. – АО «Х.Г.С.», 1994. – 288с.
Феррис, П. Зигмунд Фрейд [Текст]: / П. Феррис. – «Попурри», Минск, 2001. – 220с.
Фромм, Э. Иметь или быть [Текст]: / Э. Фромм. – М.: «АСТ», 2000. – 245с.
Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Текст]: / М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 350 с.