Скачать .docx |
Реферат: Володарь Ростиславич
Карпов А. Ю.
Володарь Ростиславич (ум. 1125), князь Перемышльский (с 1092).
Второй сын князя Тьмутороканского Ростислава Владимировича († 1067). После смерти отца, отравленного греками, братья Ростиславичи — Рюрик († 1092), Володарь и Василько († 1124) — остались на положении князей-изгоев, лишенных своих уделов. В ходе длительной борьбы со старшими князьями, прежде всего своим двоюродным дядей Всеволодом Ярославичем († 1093; великий князь Киевский с 1078), старшему из братьев, Рюрику, удалось добиться удела на западе Руси, в Перемышле (в Галицкой земле).
Володарь впервые упоминается в летописи под 1081 годом. 18 мая этого года он вместе со своим двоюродным дядей Давыдом Игоревичем, таким же князем-изгоем, как он сам, захватил город Тьмутаракань (русский анклав на Тамани), который за два года до этого перешел в руки великого князя Киевского Всеволода Ярославича. Князья захватили в плен Всеволодова посадника Ратибора и начали княжить в этом городе. Однако спустя два года, в 1083 году, в Тьмуторокань вернулся из Византии княживший здесь ранее князь Олег Святославич и схватил Давыда и Володаря; вернув себе город, он перебил тьмутроканских хазар, "иже беша светници (советчики. — А. К.) на убьенье брата его (Романа Святославича, также бывшего князя Тьмутороканского. — А. К.) и на самого, а Давыда и Володаря пусти".
Володарь вернулся на Русь. Его с братом Васильком приютил другой их двоюродный брат Ярополк Изяславич, княживший во Владимире-Волынском. Однако братья ответили черной неблагодарностью Ярополку: в 1084 году, воспользовавшись отсутствием Ярополка в городе, они изгнали его из Владимира-Волынского. Великий князь Всеволод Ярославич послал против Ростиславичей своего сына Владимира Мономаха, и тот выгнал братьев и снова посадил во Владимире Ярополка.
22 ноября 1086 года Ярополк был убит — как считали все, по наущению Ростиславичей (его убийца — некий Нерадец — бежал в Перемышль к Рюрику). Владимир-Волынский, однако, перешел к князю Давыду Игоревичу. С этого времени начинается вражда между Давыдом и братьями Ростиславичами.
В 1092 году умер старший брат Володаря Рюрик, и Володарь получил после него княжеский стол в Перемышле. (Его младший брат Василько около этого времени стал княжить в Теребовле, также в Галицкой земле.)
Уделы братьев были закреплены за ними на съезде князей в Любече осенью 1097 года. Съезд, созванный по инициативе князя Владимира Всеволодовича Мономаха, утвердил "отчины" князей и признал принцип их нерушимости ("кождо да держить отчину свою"). Однако любечские установления были нарушены почти сразу же после завершения съезда. 5 ноября 1097 года в Киеве был схвачен брат Володаря князь Василько Теребовльский и на следующий день ослеплен людьми князя Давыда Игоревича; Давыд отвез его, едва живого, во Владимир-Волынский.
Это преступление, прежде неслыханное в Русской земле, привело к большой междоусобной войне, в которую оказались вовлечены многие русские князья, в том числе великий князь Киевский Святополк Изяславич, один из главных виновников случившегося.
Весной 1098 года (после 28 марта) Володарь во главе своего войска выступил против Давыда, намеревавшегося "переяти" волость Василька. Давыд затворился в Бужске, а Володарь осадил город, требуя возвратить ему брата и обещая за это мир. Давыд послал во Владимир за Васильком, и князья заключили мир, однако той же весной Володарь и Василько начали войну с Давыдом. Князья заключили новый мир только после того, как Давыд выдал на казнь виновников клеветы, возведенной на Василька.
9 апреля 1099 года Святополк Изяславич захватил Владимир-Волынский. Победив Давыда, он вознамерился изгнать из своих волостей и обоих братьев Ростиславичей, считая Галицкую землю по праву принадлежавшей ему. На Рожне поле (у Звенигорода Галичского) произошло кровопролитное сражение, победу в котором одержали войска Ростиславичей. Летописец особо подчеркивает, что братья не стали преследовать отступающего врага, довольствовавшись тем, что отстояли свою волость. С Давыдом же братья заключили союз и даже приняли под свою защиту его супругу.
Между тем Святополк обратился за помощью к венграм, "вабя", то есть призывая, их "на Володаря". Венгерский король Кальман (Коломан) († 1114) во главе своего войска осадил Перемышль, а Володарь "затворися в граде". Тем временем Давыд Игоревич заключил союз с могущественным половецким ханом Боняком, который внезапно напал на венгров у Перемышля и почти полностью истребил их войско: часть венгров была перебита, часть утонула при переправе через реки Вагр и Сан (по данным летописи, несомненно, преувеличенным, венгры потеряли 40 тысяч человек).
В августе 1100 года в Витичеве на Днепре состоялся съезд русских князей, на котором были подведены итоги войны. Братья Ростиславичи на съезде не присутствовали. 30 августа князья (вероятно, по инициативе Святополка) предложили лишить Василька Теребовли как увечного и недееспособного князя и поручить его заботам брата Володаря. "Поими брата своего Василка к собе, — обращались князья к Володарю, — и буди вам едина власть Перемышль, да аще вам любо, да седита; аще ли ни, да пусти Василка семо, да его кормим сде". Ростиславичи ответили решительным отказом, что едва не привело к новой войне. Как можно догадываться, войны удалось избежать из-за твердой позиции князя Владимира Мономаха.
20 июля 1104 года Володарь Ростиславич выдает свою дочь за сына византийского императора Алексея Комнина († 1118), предположительно Исаака. Другая дочь Володаря 11 сентября 1114 года стала женой князя Романа Владимировича, сына нового великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха.
Союз с Владимиром Мономахом был направлен против владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича, сына прежнего великого князя Киевского Святополка Изяславича. Летом 1117 года Володарь вместе с братом Васильком и другими князьями принимает участие в походе Мономаха к Владимиру-Волынскому против Ярослава. Ярослав был вынужден заключить мир с Мономахом, а в следующем, 1118 году бежит из Владимира-Волынского в Польшу.
В "Истории Российской" В. Н. Татищева сообщается еще об одном военном предприятии Володаря этого времени. В 1119/20 году по просьбе венгерского короля он ходил в помощь ему против византийского императора Иоанна II Комнина, "и со многим богатством возвратился".
Положение Перемышльского княжества на крайнем западе русских земель стало причиной вовлечения Володаря в польские дела. Как и его союзник Владимир Мономах, Володарь находился во враждебных отношениях с польским князем Болеславом III Кривоустым (1102—1138), женатым на родной сестре их общего врага Ярослава Святополчича. О войнах Володаря с поляками подробно рассказывают польские средневековые источники — Хроника магистра Винцентия Кадлубека. "Великопольская хроника" и Анналы Яна Длугоша, польского хрониста XV века, а также В. Н. Татищев, пользовавшийся в том числе и польскими источниками.
По их сведениям, в начале 20-х годов XII века Володарь неоднократно нападал на Польшу, равно как и поляки неоднократно воевали в пределах его княжества. Один из эпизодов этой войны стал роковым для Володаря. В 1122 году (дату приведена в Ипатьевской летописи) полякам удалось захватить перемышльского князя в плен "лестью", то есть обманом. По сведениям польских источников, это стало результатом тщательно спланированной акции: один из видных польских сановников палатин Петр Властович в сопровождении "небольшого, но отборного отряда", притворившись перебежчиком, явился к Володарю и притворно перешел к нему на службу; внезапно, во время трапезы (по другим сведениям, во время охоты), он врывается к Володарю и "его, обедавшего, оттаскивает от стола, повергает на землю, побежденного заключает в оковы и связанного доставляет королю Болеславу как знаменательный дар".
Князя Володаря удалось выкупить из плена его брату Васильку и сыну Владимирко за огромную сумму в 20 тысяч марок серебра: немедленно было выплачено 12 тысяч, а в залог оставшейся суммы полякам был передан один из сыновей князя (вероятно, Ростислав); выкуп был привезен в Польшу на колесницах и верблюдах в виде "золота, и серебра, и всяких драгоценностей в вазах (кубках. — А. К.) и одеждах, и разного рода богатств". Одним из условий выкупа стало заключение мира между Володарем и Болеславом. 22 июля 1122 года (дата приведена Яном Длугошем) Володарь вернулся в Перемышль.
Во исполнение договора с Болеславом III Володарь и его брат Василько в следующем, 1123 году присоединились вместе с поляками и венграми к войску князя Ярослава Святополчича, подступившего к Владимиру-Волынскому, в котором княжил сын Мономаха Андрей. Однако во время осады города Ярослав был убит, и союзники разошлись, а Володарь и Василько поспешили снова заключить мир с Владимиром Мономахом.
Разорвав прежний договор с Болеславом, Володарь начал новую войну с Польшей, отправив туда своего сына Владимирка. По свидетельству польских источников, тот "вражески свирепствовал, опустошая поля и сжигая кровли, вплоть до Беча (в верховьях Вислоки, между Верхней Вислой и Карпатами. — А. К.), не встречая никакого сопротивления, и, захватив и согнав в виде добычи множество скота, увел его на Русь" (перевод Н. И. Щавелевой). В ответ Болеслав вступил на территорию Перемышльского княжества и нанес поражение Володарю у местечка Вилихов (его местоположение неизвестно).
По сведениям В. Н. Татищева, Володарь, "собрав войско, изготовился идти войною" на Польшу, однако "в то самое время разболелся и вскоре умер". О его смерти летопись сообщает под 1124/25 годом; точную дату приводит Ян Длугош — 19 марта (очевидно, 1125 года). Князь был погребен в Перемышле, в соборной церкви Святого Иоана Крестителя, которую он сам и возвел.
Князь Володарь Ростиславич оставил двух сыновей — Ростислава и Владимирка, между которыми и разделил свое княжество: Ростиславу отошел Перемышль, а Владимирку — Звенигород-Галичский.
Список литературы
"Повесть временных лет"; Ипатьевская летопись; "История Российская" В. Н. Татищева.
Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. М., 1990; она же. Древняя Русь в "Польской истории" Яна Длугоша (Книги I—VI): Текст, перевод, комментарий. М., 2004; "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Перев. Л. М. Поповой. М., 1987.