Скачать .docx |
Доклад: Архипова Нина Николаевна
Народная артистка России
Родилась 1 мая 1921 года в Омске. Отец - Архипов Николай Матвеевич, служил в кавалерии. Мать - Архипова Мария Николаевна. Супруг - Менглет Георгий Павлович (1912 - 2001), Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ. Дочери: Голубенцева Наталья Александровна (1942 г. рожд.), Заслуженная артистка России, более 30 лет работает на телевидении, лауреат премии "ТЭФИ"; Ермакова Елена Борисовна (1953 г. рожд.), преподаватель английского языка. Сын - Горбатов Михаил Борисович (1953 г. рожд.), врач-кардиореаниматолог. Внуки: Никита, Дмитрий, Алексей, Михаил, Екатерина. Правнуки: Александр, Федор, Иван.
В детстве Нина Архипова любила петь, танцевать, играла на фортепиано. Живя в Замоскворечье, она часто посещала театры, а вскоре начала серьезно задумываться об актерской профессии. Однако когда пришло время определяться в жизни, она решила стать юристом. Но мысль о театре Нина все же не оставила: после школы решила попытать счастья сразу по двум направлениям, подав документы на юридический факультет МГУ и в театральные студии - при Вахтанговском и Малом театрах, а также в ГИТИС. Сдала экзамены и везде была принята. Любовь к театру, жажда "представлять" перевесила. Нина Архипова остановила свой выбор на Театральном училище имени Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова. Ее любимым и строгим педагогом стала знаменитая Цецилия Львовна Мансурова, которая не только поставила ее "на ноги" как актрису, воспитывала и обучала, но и сумела передать своей ученице благоговейное отношение к театру.
Еще студенткой Нина Архипова вышла на "большую сцену" Театра имени Евгения Вахтангова: играла мать Беату в пьесе "Сирано де Бержерак" Э. Ростана (1943), Катю в "Синем платочке" В. Катаева (1943). Но, пожалуй, любимым ее спектаклем был мюзикл Ф. Эрве "Мадемуазель Нитуш", в котором она выступала в группе "ласточек". Роль ей нравилась, и уже через несколько представлений она знала наизусть всю пьесу и втайне страстно мечтала сыграть главную героиню Денизу - роль, которую исполняли звезды - Галина Пашкова и Людмила Целиковская. Его Величество Случай в лице Рубена Николаевича Симонова сыграл в судьбе юной актрисы решающее значение. Дениза стала ее первой крупной работой на сцене (1946), принесшей ей громкий успех, любовь публики, новые роли, признание прессы, но ни малейшего признака самоупоения, абсолютно строгое и предельно критичное отношение к своей работе.
Уже с первых шагов в Театре Вахтангова, когда только начиналась творческая жизнь Нины Архиповой, в молодости, красоте и обаянии Денизы из "Мадемуазель Нитуш", в ее прелестной, живущей глубокой внутренней жизнью и очень твердо смотрящей на этот суровый и жестокий мир Марии Нагой из "Великого государя" В. Соловьева (1946) рождалась неповторимость ее актерской манеры - лиризм, мягкий юмор, бытовая и психологическая убедительность. На сцене театра имени Вахтангова актриса сыграла главную роль в "Новогодней ночи" А. Гладкова (1946), служанку в "Соломенной шляпке" (1947), Зою в "Накануне" И. Тургенева (1947), а также роли в спектаклях "Проклятое кафе" В. Шкваркина (1948) и "Последний день" Братьев Тур (1948).
Жизнь сложилась так, что два театра стали для Нины Николаевны родными - Театр имени Евгения Вахтангова, традиции которого она приняла однажды и навсегда, и Театр сатиры, на сцене которого она играет с 1951 года по сей день. В творческом багаже актрисы более 100 ролей - в театре, в кино, на телевидении. Только в Театре сатиры их сыграно около сорока: очень разных, но неизменно пропитанных добротой, женственностью, обаянием и жизнелюбием.
Органичность, мягкость сценического облика, природный лиризм - эти грани дарования Н.Н. Архиповой очевидны и могли вызвать к жизни целый ряд одноплановых театральных героинь. Однако удача не оставляла ее, и режиссеры открывали в ней ироничность, глубинный драматизм, а порой и острую характерность. Зритель помнит лиричную, задумчивую принцессу Апрелию из "Волшебных колец Альманзора" Т. Габбе (1959) и сыгранную следом за ней Хезиону Хэшебай в спектакле "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (1962) - парадоксальнейшую, ироничнейшую женщину с трагическим ощущением мира, в которой удивительным образом сочетаются ранимость и мужество.
По словам Народного артиста СССР Михаила Ульянова, "в ней столь густо замешаны противоречивые черты характера, что удивляешься, как в этой милой женщине могло родиться такое точное, такое беспощадное видение трагического..." Или другая роль - Иветта Потье в спектакле "Мамаша Кураж и ее дети" Б. Брехта (1972) - острейший, эксцентричный рисунок роли, решенный с вахтанговской яростью и яркостью. Роль сыграна с поразительной откровенностью, смелостью. И рядом с этим характером - прелестная, поразительно обаятельная Эржи в спектакле "Проснись и пой" М. Дьярфаша (1970). Милая, беспомощная чудачка, в чем-то смешная, в чем-то наивная, забитая, она вдруг от вернувшейся к ней любви мужа, веры в нее, от теплых лучей внимания расцветает в очаровательнейшую женщину, в которой под пеплом недоверия и забытости вдруг загорается огонь радости жизни и счастья любви. Роль Эржи, сыгранная в дуэте с Георгием Павловичем Менглетом, оказалась удивительно значимой в актерской судьбе Нины Архиповой. Прелестная песенка "Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?" стала на многие годы своеобразной визитной карточкой этой замечательной актерской пары.
Н.Н. Архипова была первой исполнительницей ролей в постановках Театра сатиры по пьесам В. Маяковского. Те, кому удалось посмотреть спектакли "Баня" (1953) и "Клоп" (1955) помнят трогательную и стойкую Зою Березкину ("Клоп") и милую, простую, совсем не космическую, Фосфорическую женщину ("Баня") - роли, принесшие актрисе широкую известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом (в 1963 году, в год 70-летия со дня рождения В. Маяковского, эти спектакли были показаны на сцене Палас Шайо и Театра наций в Париже). Режиссер спектаклей Валентин Плучек утверждает, что решение этих сложнейших образов ему подсказала актерская индивидуальность Нины Архиповой.
Одна из интереснейших ролей, сыгранных Н.Н. Архиповой, - Валентина Дмитриевна в пьесе "Гнездо глухаря" В. Розова (1980). Скромная, "съежившаяся" женщина, потерявшая веру в справедливость и в то же время не сломленная. В небольшом эпизоде ее визита к старому школьному другу спрессована такая человечность и в то же время такая несгибаемость этой вроде бы маленькой, вроде бы уже уставшей, вроде бы смирившейся женщины. Другая героиня Н.Н. Архиповой - синьора Фрола в ироничной пьесе "Это так" Л. Пиранделло (1994) - спокойная, мягкая, тихая, вовлеченная волею обстоятельств в нелепую комедию, находит в себе силы выжить в жутковатом мире "масок", сохранить себя после сокрушительных ударов судьбы. Высокого драматизма достигает актриса в роли Коломийцевой в "Последних" М. Горького (1987-1988). Эта роль очень дорога ей прежде всего работой с замечательным актером А.Д. Папановым, ставившим этот спектакль в качестве режиссера. С Папановым актрису связывает и совместная работа в фильме Геннадия Полоки "Одиножды один" (1975).
Среди ролей, сыгранных Н.Н. Архиповой на сцене Театра сатиры: Клотильда в спектакле "Господин Дюруа" по "Милому другу" Г. де Мопассана (1951), донна Эльвира в пьесе "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" М. Фриша (1966), Элла в "Темпе-1929" Н. Погодина (1971), Свекровь в пьесе "Родненькие мои" А. Смирнова (1985); роли в спектаклях: "Где эта улица, где этот дом" И. Дыховичного и М. Слободского (1953), "Свадебное путешествие" И. Дыховичного (1954), "Поцелуй феи" З. Гердта и М. Львовского (1955), "Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппо (1957), "Дамоклов меч" Н. Хикмета (1959), "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова (1960), "Обнаженная со скрипкой" Н. Кауарда (1960), "Слепое счастье" А. Кузнецова и Г. Штайна (1960), "Над пропастью во ржи" Дж.-Д. Сэлинджера (1965), "Процесс Ричарда Ваверли" Р. Шнайдера (1966), "Старая дева" И. Штока (1966), "Интервенция" Л. Славина (1967), "Мой дом - моя крепость" Дж. Купера (1969), "У времени в плену" А. Штейна (1970), "Таблетку под язык" А. Макаенка (1972), "Маленькие комедии большого дома" Г. Горина и А. Арканова (1973), "Многоуважаемый шкаф" Е. Чебалина (1977), "Ее превосходительство" С. Алешина (1979), "Концерт для театра с оркестром" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1982), "Крамнэгел" П. Устинова (1983), "Молчи грусть, молчи..." А. Ширвиндта (1985) и др.
При своей яркой внешности Н.Н. Архипова еще в студенческие годы получала много предложений сниматься в кино, однако дирекция училища этого не поощряла. Ее звездным часом в кинематографе стала картина Бориса Барнета "Щедрое лето" (1951). Роль Веры Горошко - настоящая профессиональная работа - принесла актрисе большой успех, поездки на фестивали, в том числе в составе первой советской делегации на международный кинофестиваль в Индии (1952), новые предложения. В дальнейшем она снялась в картинах "Телеграмма" (1972), "Ох уж эта Настя!" (1972), "Одиножды один" (1975), "Огненный мост" (1976), "Семья Зацепиных" (1977), "Утренний обход" (1980), "Карантин" (1983), "Два гусара" (1984), "К расследованию приступить" (1987), "Продлись, продлись, очарованье" (1987), "Вознесение" (1988), "Утомленные солнцем" (1994) и др.
Нина Николаевна много работала на телевидении и радио. Среди самых известных ее ролей - Гертруда из телеспектакля "Мартин Иден" по Джеку Лондону и жена комиссара Мегрэ в серии телефильмов по произведениям Жоржа Сименона). С большой теплотой вспоминает она актеров - своих партнеров по этим телефильмам - Н.О. Гриценко и Б.М. Тенина. Н.Н. Архипова - частый гость и участник многих популярных теле- и радиопередач.
В 1988 году Н.Н. Архиповой присвоено звание Народной артистки РСФСР. Она награждена орденом Дружбы (1996), медалью "В память 850-летия Москвы".
В 1996 году в репертуаре актрисы появилась новая интересная роль - бабушка в полицейской комедии Робера Тома "Восемь любящих женщин". Нина Николаевна, которая никогда не боялась "возрастных" ролей, с упоением играет свою озорную, лукавую героиню, интриганку и мистификаторшу. По ее собственным словам, магия театра для нее заключается в великом искусстве перевоплощения, в возможности прожить множество жизней в разных эпохах, странах, в облике женщин различных социальных слоев и возрастов. "Главное, - считает Нина Николаевна, - чтобы зритель улыбался и грустил вместе с твоей героиней, понимал причины ее поведения и выходил из зала просветленным".